[<10>] ====== Толкования на Пс. 61:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия** Бог объявил слово о суде, и слышал я //двоя сия//: во-первых, что гневом воздаст тем, которые по множеству грехов требуют гнева, и во-вторых, что уделит милость тем, которые соделали достойное милости. Ибо //держава// означает гнев и строгость к достойным того. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия** Потом псалмопевец ко всему сказанному присовокупляет изречение, не собственными своими словами, но как слышал его от Бога. Ибо говорит: **«Единою глагола Бог, двоя сия слышах»**. И никто не смущайся, будто бы в сказанном есть странность, а именно, что Бог говорил однажды, а Пророк слышал это два раза. Ибо возможно однажды сказать так, чтобы в сказанном однажды заключалось многое. Один человек, встретившись с другим однажды, о многом переговорил с ним, и выслушавший его речи может сказать: однажды он говорил со мною, но насказал многое. Таков же смысл и теперь сказанного. Однажды мне было Божие явление, но два предмета, о которых говорил мне Бог. Пророк не сказал: об одном **«глагола Бог»**, но **«двоя сия слышах»**, в таком случае оказалось бы, что речь заключает в себе противоречие. **//Беседы на псалмы. Беседа на шестьдесят первый псалом.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия** На сказанное в 61-м псалме: **единою глагола Бог, двоя сия слышах**. Добыча, которую желаешь ты уловить, наилучший, и разумнейшими с трудом уловляется, а для умов дебелых вовсе неуловима. Спрашивал ты, что значит: **единою глагола Бог, двоя сия слышах**? Посему (так как надобно открыть дверь разумения и разбор затруднительного в изречении предоставить более разумным) думаю, что сказано сие в таком смысле, в каком сказал бы иной: такой-то встретился со мною однажды, но вел разговор о различных предметах. Таков ближайший смысл изречения, представляющийся с первого взгляда; более же глубокий и близкий к делу рассеян во всех Писаниях. Но укажу оный, взяв в руки одно или два места, хотя можно обращать внимание и на многие другие места, заключающие в себе такой же высокий смысл, как и у Песнопевца. Бог сказал Адаму: //земля еси, и в землю отыдеши// [[old:gen:03:19|(Быт.3:19)]], - и не присовокупил: "обратишься в ничто и не возвратишься более к жизни". По причине сего молчания проразумеваю воскресение, ибо сим Господь дал изгнаннику надежду на возвращение. Определение Божие, кажущееся односторонним, выражает Царское человеколюбие и порождает надежду на возвращение. И Ниневитяне, народ жестокий, выслушав о себе почти прямое определение, не потерпели ничего жестокого. Но в сказанном: //еще три дни, и Ниневия превратится// [[old:ion:03:04|(Ион.3:4)]], - уразумели, что выражается сим Божие человеколюбие, ибо определение, исполненное неизбежной угрозы, заключало в себе тайную мысль, сокрытую в присовокупленной отсрочке. Не было сказано в оном: "после трех дней"; напротив того, заключалось в нем как бы следующее: "три дня потерплю еще вас"; и образумившись, они отклонили от себя погибель и приобрели спасение. Определение Божие, по-видимому, заключало не одно что-то, но две вещи: или наказание нераскаянным, или спасение кающимся. Сие-то показал и самый итог, соответствующий более сему изъяснению, нежели определению. ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 12-13 **Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и твоя, Господи, милость: яко ты воздаси комуждо по делом его** Слышал я, говорит Пророк; так определено Богом всяческих, что будет суд и воздаяние за добро и зло. Слово: //«единою»// употреблено не в означение числа, но в том смысле, что будет сие непременно. //«Единою»// определил Бог, и не возможно сему не совершиться. Говорит же Пророк: //«двоя»//, то есть, наказание беззаконных и человеколюбие оказываемое благочестивым. А возвестил сие Бог, давая закон. Ибо говорит: //«Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящим Мене, и творяй милость в тысящах и тьмах любящим Мя и хранящим повеления Моя»// ([[old:ish:20:05|Исх.20:5–6]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Единою глагола Бог; двоя сия **(вещи)** слышах: зане держава Божия и Твоя, Господи, милость** Слова сии некоторые принимали в отношении к определению, которое имел исполнить Бог; они говорят, что в грозном определении Божием находятся две некие вещи: угроза и уничтожение угрозы; находится угроза, поелику если предположить, что грешники не обратятся, Бог очистит оружие гнева своего против них, как и сказал в другом месте: если не обратитесь, оружие свое очистит [[old:ps:007:13|(Псал. 7,13)]]; но так же заключается в означенном определении и нарушение угрозы, поелику с обращением грешников сама собою падает угроза Божия; так как Бог для того и угрожает, чтоб исправились грешники и чтоб определение, или то, чем угрожает, не пришло в исполнение. А по словам //великого Василия//, возможно, чтоб говорил кто либо однажды, но и в один этот раз сказал много слов. Ибо речение: однажды, можно относить к целому разговору, а разговор сей может содержать два и многие предметы. Впрочем правильнее можем понимать сие: однажды, в значении таком: верно, верно, говорит, возглаголал ко мне Бог посредством Святого Духа. Какие же те два слова, которые возглаголал мне Бог и которые слышал я? Первое, что один Бог державен (силен), второе, что один Бог милостив. А что оба они означают, послушай: Бог силен прогнать врагов наших, но Он же и милостив, чтоб помиловать нас. Опять Он силен, для того, чтобы мы боялись Его и отстали от греха, Он же и милостив, для того, чтобы мы притекали к Нему и не отчаивались, как говорит //великий Василий//. Впрочем слово возглаголал можно разуметь и просто; так как неоднократно глаголал Моисею такие повеления, чтоб он объявил народу израильскому сии два предмета: ибо Я, говорит, Господь Бог твой, Бог—ревнитель, вменяющий грехи отцов детям до третьего и четвертого рода ненавидящим Меня: и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и хранящим повеления Мои [[old:ish:20:05|(Исх. 20,5)]]. //Кирилла//: Хотя, говорит, однажды возглаголал Бог; но я тотчас, постигая пользу, не потребую долгих убеждений в ней. Пусть только раз скажет и я поверю. Другой говорит: Это: однажды возглаголал, то же, что: стоит твердо слово Божие, сказанное Моисею однажды, и с того времени не изменяется. Ибо Господь Бог есть щедрый и милостивый... И правду хранящий [[old:ish:34:06|(Исх. 34,6)]]. Держава, по словам //Афанасия//, означает гнев и строгость, употребляемую против заслуживших его, и милость—благость; ибо державною рукою низлагает гордого и казнит отступника, между тем как любящих Его милует. //Феодорита//: Однажды—употребил не в значении числа, а непременного, будущего события. Раз говорит, изрек Бог, и неисполнение сего невозможно. Двумя называет посылаемое на преступников закона наказание и оказываемое благочестивым человеколюбие. Так и Господь во второе свое пришествие, овец поставит по правую, а козлища по левую сторону. //Афанасия//: Бог, говорит, изрек слово о суде, из которого две вещи я услышал, первую, что заслужившим чрезмерностью грехов своих гнев, Он воздает гневом, а вторую, что сделавшим дела достойные милости Он оказывает милость. ===== Апрингий ===== **Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и твоя, Господи, милость: яко ты воздаси комуждо по делом его** См. толкование на [[new:otkr:20:12#apringij|Откр. 20:12]] ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 12-13 **Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и твоя, Господи, милость: яко ты воздаси комуждо по делом его** Из всего вышереченнаго заключает, что сердца людей не иначе могут отторжены быть от суеты, как разве когда совершенно преданы будут судьбам праведнаго Бога. А как мысли человеческия потому колеблются и на все стороны развлекаются, понеже к мирским суетам преклонны; сего ради тихое пристанище показывает, научая успокоиваться в Божием слове. Впрочем, понеже к Богу, живущему во свете неприступнем [[new:1tim:06:16|(1Тим. 6:16)]], никто доступа иметь не может, как разве чрез руководство веры: сего ради Пророк другое предлагает нам слово, которым свидетельствует, что Бог управляет мир сей по Своей власти. И понеже имеем мы великую нужду утверждаться на Божием слове, сего ради рекомендует достоверность онаго, дабы мы не боялися никакой перемены, хотя бы Бог единожды возглаголал к нам слово. Итак, оное речение:** единою**, или единожды, означает непоколебимость Божия слова, как толкует //Иероним//, аки бы сказал: одиножды глаголет Бог, и глаголемое непременно бывает: вся бо повинуются мановению Его, и Он не имеет нужды повторять того, что единожды сказал. Оная же **двоя**, яже слышал Давид, и нам всем возвестил, сия суть: первое яко в Боге есть и сила, и милость: оныя да боимся, сию же да любим; второе, яко Он воздаст **комуждо по делом его**, так что и силою Своею неправедно не обидит никого, и милостию не нарушит правосудия. Кто о сих двух обстоятельствах прилежно разсуждает, и к оным сердце свое прилагает, тот поистинне блажен и премудр. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 12-13 **Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и Твоя, Господи, милость: яко Ты воздаси комуждо по делом его** В заключение псалмопевец показывает основание, почему нужно надеяться не на людей, но единственно на Бога, и почему нельзя полагаться на насилие и неправду: неоспоримая (**единою глагола**) псалмопевцу хорошо известная двойная истина, что только Бог имеет власть, и что Он – угнетенному милостиво помогает, а неправедника наказывает. По LXX и Вульгате возможен только выше указанный смысл; **единою глагола** – один раз сказал и слово Его неизменно. Эта двойная истина (**двоя сия**) выражена в Пятокнижии, наприм. [[old:ish:20:05|Исх. 20:5]][[old:ish:20:06|-6]]; оттуда (при чтении) заимствовал ее Давид. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-13 **Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и твоя, Господи, милость: яко ты воздаси комуждо по делом его** //"Однажды сказал Бог, и дважды слышал я"// - я слышал двоякую истину, сказанную однажды Богом в руководство человеку: 1. //"Сила у Бога"// - власть распоряжаться всем существующим принадлежит только одному Богу, как верховному Миродержцу; 2. //"Милость"// ниспосылается тоже Им. Смысл всего выражения - истинная и верная защита только у одного милостивого Господа. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 12–13 **Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и Твоя, Господи, милость: яко Ты воздаси комуждо по делом его** **Единою** значит: «однажды», д**воя** – то же, что «двояко», или «дважды». **Держава** значит: «сила, крепость, владычество». После того как псалмопевец увещевал народ возложить упование на Бога и оставить суетные надежды на неправедно приобретенные богатства, он, в заключение псалма, обращает их внимание на Божие слово, которое, быв однажды (**единою**) изречено, остается непременяемым и непререкаемым навсегда. А из всего, что изречено Богом (г**лагола Бог**), и что он слышал, ему, псалмопевцу более других известны и памятны два главных предмета (**двоя сия слышах**): управление во всем мире всемогущей силы Божией (**зане держава Божия**) и Его неограниченное милосердие (**и Твоя, Господи, милость**). Это два главных свойства неограниченного Существа Божия, и они оба будут действовать на всемирном и всеправедном суде Божием, на котором каждому воздано будет по заслугам: **яко Ты воздаси комуждо по делом его**, т.е. Ты воздашь, говорит псалмопевец, каждому соответственно добрым или худым делам его: сделавших добрые дела наградишь вечно блаженной жизнью, а беззаконновавших и соделавших худые дела Ты накажешь вечной казнью. По словам блж. Феодорита, «слово **единою** употреблено не в означении числа, но в том смысле, что будет это непременно. **Единою** определил Бог, и невозможно этому не совершиться. Говорит же пророк **двоя**, т.е. наказание беззаконных и человеколюбие, оказываемое благочестивым» [6, с. 284]. А св. Василий Великий говорит об этом так: «Однажды было мне Божие явление, но два предмета, о которых говорил мне Бог: т.е. что Бог силен на суде, и что Он же милостив» [4, с. 270]. «Наступит для нас время, исполненное страха и трепета, в которое откроется все, что сделано каждым в тайне и во тьме, – и горе душе, которая не имеет Помощником Господа. Пока есть у нас силы, поработаем Господу в правоте сердца, чтобы во время скорби иметь Его своим Помощником, избавляющим нас от всяких бед» (Псалтирь св. Ефрем Сирина). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]