[<10>] ====== Толкования на Пс. 62:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко лучши милость Твоя паче живот. Устне мои похвалит Тя** **Яко лучши милость Твоя паче живот,** потому что приступившие к милости Божией, т.е. ко Христу, вменяют ни во что жизнь настоящего века, и произносят таковые слова, утверждая, что милость им дарованная Единородным паче долготы жизни настоящей. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко лучши милость Твоя паче живот: устне мои похвалите Тя** Всякой жизни и богатых и властелинов, жизни беззаботной и многозаботливой, изнеженной, покойной, предпочитаю Твою милость, и возбуждаю уста свои к Твоему песнопению. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко лучши милость Твоя паче живот. Устне мои похвалит Тя** Животами называет, по словам //Феодорита//, роскошные жизни, или провождение плотолюбивыми людьми жизни в наслаждениях. Для меня, говорит, лучше получать от Тебя, Господи, милости в сей пустыни, нежели проводить жизнь мою в роскоши и наслаждении телесными удовольствиями. За сие то, говорит, и будут хвалить Тебя уста мои, то есть, я. //Кирилла//: Милостию называет спасение во Христе, а жизнями—закон, то есть образ жительства по закону. Итак, лучше жизней милость. //Афанасия//: Приступившие к милости Божией, то есть, ко Христу, за ничто считают жизнь в настоящей жизни. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 4-5 **Яко лучши милость твоя паче живот: устне мои похвалите тя. Тако благословлю тя в животе моем и о имени твоем воздежу руце мои** Понеже люди, наслаждающиеся земными благами, Бога почти совсем забывают: сего ради Пророк утверждает, что лучше нам умереть, и при смерти возложиться на милость Божию, нежели уповать на жизненная видимая благая. Аки бы сказал: **милость Твоя**, Господи, лучше мне паче самыя жизни. Ибо она не токмо жизнь мне дарует, но и сохраняет ю; и хотя бы жизнь сию погубил для Тебя, но **милость Твоя** паки возвратит мне оную несравненно блаженнейшую: но ежели сохраняя жизнь мою, лишуся милости и благоволения Твоего, то и жизнь мою и милость Твою погублю. И потому, что бы со мною ни случилось, счастие ли или несчастие, буду прославлять Тебя во всякое время, и в молитвах моих воздевать руки мои, благословляя имя Твое, и от Тебя единаго ожидая помощи в злополучии, и паки Тебе единому возсылая благодарение в благополучии. Обычай воздевать руки к небу во время молитвы, был издревле употребителен: о чем зри в книге [[old:ish:17:11|Исх. 17:11]], и [[new:1tim:02:08|1Тим. 2:8]]. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко лучши милость Твоя паче живот: устне мои похвалите Тя** Псалмопевец потому живо представлял себя в присутствии Божием и проникался размышлением о нем, что (**яко**) для него Бог и милость Божия гораздо выше бедственной жизни; и на основании этой милости Божией, он твердо убежден, что Бог поможет ему, и этим доставит новый повод к прославлению Его (**устне мои похвалите тя**). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-6 **Яко лучши милость твоя паче живот: устне мои похвалите тя. Тако благословлю тя в животе моем и о имени твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят тя уста моя** //"Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь"//. Давид предпочитает милость к нему Бога жизни вне ее. Под милостью, как общеупотребительно в Библии, разумеются духовные блага, напр., чистота совести, религиозная настроенность, близость к Богу и т. п. В данном выражении проводится та мысль, что Давид предпочел бы близость к Богу, возможность тесного единения с Ним в молитве при скинии, пред жизнью, полною всяких внешних удобств, но лишенной этого блага, общения с Богом. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Яко лучши милость Твоя паче живот: устне мои похвалите Тя. Тако благословлю Тя в животе моем и о имени Твоем воздежу руце мои** Преисполненный глубокого чувства любви к Богу и желая как можно выразительнее проявить это чувство, псалмопевец изливает его в прославлении высочайших и совершеннейших свойств Божиих. Сказав в предыдущих изречениях, что он предначинает день утреннею молитвой к Богу, что душою и телом он стремится к Нему, и, находясь в пустыне, он, как бы предстоя во святилище скинии Божией, мысленно созерцает силу и славу Божественную, теперь – во изречениях сих стихов – говорит о милости Божией, которую находит превосходнее всякой жизни (**лучши милости Твоя паче живот**) и за которую считает нужным прославлять Бога (**устне мои похвалите Тя**). Как будто эти самые чувства преискренней любви к Богу псалмопевца записаны в книге о. Иоанна Кронштадтского: «Господь – жизнь в смерти моей, сила в немощи моей, свет во тьме моей, радость в скорби моей, дерзновение в малодушии моем, спокойствие в смятении моем, благопослушество в молитве моей, слава в бесчестии моем и избавление от бесчестия моего. Дивно, могущественно, скоро заступает и спасает Он меня в бедах и теснотах моих, в увлечениях моих. Когда я взываю к Нему о спасении своем, – невидимые враги бегут от меня, после пакостей своих внутри меня, и я осязательно познал над собою спасительную деснину Бога моего, Спасителя моего. Слава, благодарение Пастырю и Посетителю души моей!» («Моя жизнь во Христе»). **Тако благословлю Тя в животе моем**! Так буду прославлять Твою благость, за всякое проявление милости Твоей надо мною, во всю жизнь мою буду благословлять всесвятое имя Твое – и не в безмолвии и бездействии, но с воздеянием рук: **о имени Твоем воздежу руце мои**. Обычай воздевать руки к небу во время молитвы был употребителен издревле [[old:ish:17:11|(Исх. 17:11)]], и сам псалмопевец говорит о нем неоднократно [[old:ps:027:02|(Пс. 27:2]], [[old:ps:043:21|43:21]], [[old:ps:087:10|87:10]], [[old:ps:133:02|133:2]], [[old:ps:140:02|140:2)]], он известен и употребителен был и при апостолах [[new:1tim:02:08|(1 Тим. 2:8)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]