[<10>] ====== Толкования на Пс. 62:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Прильпе душа моя по Тебе; мене же прият десница Твоя** **Прильпе душа моя по Тебе.** И на короткое время, говорит, не могу отвлечь помысла своего от памятования о Тебе: но пламенея любовью, памятованием о Тебе, как чем-то прилепляющим, привязуюсь к любви Твоей. А потом показывает и плод любви: **мене же прият десница Твоя.** Что же такое Отчая десница, как не Единородный Отчий Сын? **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Прильпе душа моя по Тебе; мене же прият десница Твоя** **Прильпе душа моя по Тебе** Даже и на малое время, говорит Пророк, не могу отрешить помысла своего от памятования о Тебе, но распаляемый горячею любовию, к памятованию о Тебе привязуюсь сею любовию, как бы некиим клейким составом. Потом показывает он плод любви. **Мене же прият десница Твоя** Видя такую мою приверженность, удостоиваешь меня Твоего промышления. ===== Евфимий Зигабен ===== **Прильпе душа моя по Тебе; мене же прият десница Твоя** Душа моя, говорит, и сердце мое столь много привязаны к Тебе, что не могут удалиться от воспоминания о Тебе ни на малое время. Посему за столь великое сие вожделение и столь тесный союз мой с Тобою, деятельная (Божия) сила Твоя подала мне помощь. Сими словами Давид пророчествует о помощи, которую имел подать ему Бог, а равно о наступавшей погибели Саула. Слова //Кирилла//: Прилеплением называет как бы некоторым образом окруженную мысль и стремление к добродетели и неразрывность в любви. Таков был Павел, говорящий: кто меня отлучит от любви Христовой. Ибо ничто не может отделить того, кто всею мыслию предан Богу. А когда кто посредством очищения совокупится с чистым; то уже таковой и водится десницею Его, т. е. Христом. Ибо Он десница Божия, которою совершает все и все производит. Так Он говорит: Я рукою моею утвердил его [[old:is:45:12|(Ис. 45:12)]]. Прилепиться же к Богу может тот, кто совершает хождение свое в след Бога, так что может говорить с Павлом: течение совершил я; кто достиг самого конца блаженства, и слышит повеление Божие: ты же стань со Мною [[old:vtor:05:34|(Втор. 5:34)]]. Ибо кто совершил путь во всякой добродетели и приблизился к Богу—краю желаний, в котором всякое желание останавливается; тот более не ходит, но соединяется с Богом и прилепляется к Нему и бывает в Духе, так что сообъемлется Божиею Десницею, то есть, Единородным, посредством Которого мы имеем доступ и единение. //Нисского//: Сие псалмопение сходится с Моисеевою историею; ибо как там касается рука среди камней ожидавшего Божественного голоса и молившегося о последовании за ним; так говорит и Давид, которого вслед Бога прилипшего восприяла Десница... //Афанасия//: как клеем, говорит, я прилеплен любовью к Тебе, не забываю о Тебе и на короткое время; почему Ты и спасаешь меня от злоумышляющих на меня несправедливо. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Прильпе душа моя по тебе: мене же прият десница твоя** Сими словами Пророк означает, что **душа** его, привлеченная Божиими благодеяниями, так крепкою любовию прилепилася к Нему, что никакою силою искушений отторжена быть не может от Него, и что он готов повсюду следовать за Ним, хотя бы самый далечайший и труднейший путь надлежало предпринять, или какия бы затруднения ни сретили его. **Прильпе**, глаголет, **душа моя по Тебе**, то есть, готова следовать за тобою, куда ни повелишь. А дабы не возмнил кто, что он приписывает сие силам своим, сего ради присовокупляет: **мене же прият десница Твоя**. Аки бы сказал: того ради готов есмь следовать за Тобою, понеже Ты привлекл мя еси. Отсюду явствует, что прилепиться к Богу, не значит простою и безплодною любовию любить Бога, но любить Его душею, и от души заповеди Его хранить. //Аще бо кто любит Мя//, глаголет Господь, //той слово Мое соблюдет// [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]]. Сего ради не сказал: **прильпе** к Тебе, но **по Тебе**, то есть, Тебя любя, **Тебе** последуя, и **Тебе** покаряяся. Коль убо блажен тот человек, который прямо рещи может: **прильпе душа моя по Тебе**, и который не токмо в крове крил Божиих надеется, но и от всего сердца так любит Бога, что со Апостолом сказать может: //кто мя разлучит от любве Божия?// [[new:rim:08:35|(Рим. 8:35)]]. Но более блажен тот, кто собственным опытом, сосвидетельствующу ему Духу Святому, говорить научился: **мене же прият десница Тво**я. Ибо сам Господь о таковых глаголет: //никтоже может восхитити их от руки Моея// [[new:in:10:28|(Ин. 10:28)]]. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Прильпе душа моя по Тебе: мене же прият десница Твоя** См. Толкование на [[old:ps:062:08#ep_irinej_orda|Пс. 62:8]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-12 **Прильпе душа моя по тебе: мене же прият десница твоя. Тии же всуе искаша душу мою: внидут в преисподняя земли: предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе: похвалится всяк кленыйся им, яко заградишася уста глаголющих неправедная** //Ты моя сила и надежда и Ты сохранишь меня, а те, которые ищут моей погибели, будут уничтожены, их несправедливые уста замолкнут. Царь же будет радоваться о Боге// Так как душа Давида "прилепилась ко Господу", т. е., только в Нем ищет и на Него полагает свою защиту, то у него рождается уверенность, что "ищущие" душу его враги напрасно, безрезультатно пытаются погубить его, так как Господь примет его под Свою десницу, защитит Своей силой. Враги Давида погибнут (//"сойдут в преисподнюю земли"// - в ад, который евреи представляли находящимся в земной глубине), при этом трупы их будут лежать не погребенными и сделаются достоянием шакалов (в слав. тексте //"части лисовом"// - добычей лисиц). Гибель врагов будет сопровождаться радостью царя за свое спасение, и не только царя, но и тех, кто "клялся им", т. е. царем. Клясться царем (ср. [[old:gen:42:15|42:15-16]] кн. Бытия) значит оставаться верным ему, охранять его права. Оставшиеся верными Давиду во время гонений от Авессалома, вместе с возвращением царя на престол будут "восхвалены", отмечены царем, получат заслуженную ими награду, которую уже никто не будет в состоянии отнять, так как, даже //"уста говорящих неправду"// заградятся, интриги против царя будут разрушены и враги царя уничтожены. Псалом занимает 3-е место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу [[old:ps:062:06|(6 ст.)]] и чтобы Господь принял молящегося под "тень крыл" своих [[old:ps:062:03|(3 ст.)]] в продолжение наступающего дня. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Прильпе душа моя по тебе: мене же прият десница Твоя** Изречениями этого стиха псалмопевец выражает такие мысли, что душа его, привлеченная Божиими благодеяниями, столь крепкою любовью прилепилась к Нему, что никакою силой искушений не может быть отторгнута от Него, и что он готов повсюду следовать за Господом, хотя бы для этого последования потребовалось совершить самый далекий и самый трудный путь. **Прильпе душа моя по Тебе,** т.е. готова душа моя последовать за Тобою, Господи, куда ни повелишь. И в чувстве столь всецелой преданности Господу Богу испытывал такое блаженство, такое счастье, что мог говорить о себе: **мене же прият десница Твоя**, т.е. за такую привязанность и Ты удостоил меня особенного Своего промышления. «Что же такое Отчая десница, – вопрошает св. Афанасий, – как не Единородный Сын Отца?» [3, с. 207], Который о таких избранниках Божиих Сам изрек: «//И никтоже может восхитити их от руки Отца Моего//» [[new:in:10:29|(Ин. 10:29)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]