[<10>] ====== Толкования на Пс. 63:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, псалом Давиду** //Содержание.// Давид воспевает этот псалом от лица святых Апостолов, которые молятся об избавлении от врагов евангельской проповеди, и ясно изображает, что Апостолам уготовано было начальниками народа иудейского, и что сами они, т.е. упомянутые выше начальники, потерпели за нечестие против Христа. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В конец, псалом Давиду** См. Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец, псалом Давиду** И сей псалом имеет тоже содержание. Описывает же злоумышления Сауловы, и предсказывает избавление от оных. ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец, Псалом Давиду** И этот псалом одного содержания с предыдущим; поелику, по словам //Феодорита//, излагает наветы врагов Давида и пророчествует о будущем его освобождении от них, почему и в надписи его содержится: в конец. Псалом сей, по словам //Афанасия//, сказывается от лица Апостолов, молящихся об освобождении их от врагов, противившихся их проповеди. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В конец, псалом Давиду** В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу песнь Давидова. Срдержание: Сей **псалом** содержит жалобу, растворенную молитвами. **Давид**, чтоб лучше преклонить Бога на милость, жалуется Ему то на жестокую лютость своих врагов, то на их злыя коварства и козни. Потом, обращая очи к Богу, ободряет себя лучшим успехом. Некоторые псалом сей относят ко Христу, Котораго образ носил на себе **Давид**, також к мученикам и к другим праведным мужам. Здесь предлагается толкование буквальное, а таинственное изволяяй да чтет в первом издании. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **В конец, псалом Давиду** Основная мысль этого псалма следующая: «где больше всего опасность, там ближе всего и помощь Божия; поэтому не должно унывать». Эту истину Давид часто испытывал на себе во время Саулова гонения; поэтому и происхождение этого псалма можно относить ко времени Саулова, а также и Авессаломова гонения. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, псалом Давиду** Псалом можно считать писанным Давидом в начале восстания Авессалома до бегства из Иерусалима, когда Давид видел те средства, которыми пользовались его враги для своей цели. Они, как возмутившиеся против помазанного и восседавшего на престоле царя, были "мятежниками" ([[old:ps:063:03|ст. 3]]); главным их орудием было не внеш нее насилие, но "язвительное слово, распространяемое втайне" ([[old:ps:063:04|ст. 4-5]]), и хотя они "утвердились в намерении" низложить царя, однако поступали еще "скрыто" ([[old:ps:063:05|ст. 5]]). Такая картина неприязненных действий против Давида отвечает началу возмущения и подготовки мятежа до открытого его обнаружения. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, псалом Давиду** **В конец, псалом Давиду** – таково надписание этого псалма. Оно хотя и не дает никакого указания ни на какое время, ни на случай к написанию псалма, но судя по содержанию самого псалма, которое имеет немалое сходство с предыдущим псалмом [[old:ps:063:start|(62)]], можно думать, что и этот псалом составлен Давидом во время гонения Саулова и развивает ту основную мысль, что коварные клеветники будут посрамлены, а праведные будут иметь похвалу и //возвеселятся о Господе//. Опасаясь за свою жизнь со стороны своих злобных врагов (//от страха вражия//), Давид молится Богу о помощи, просит Его всесильной защиты, в которой он сильно нуждается [[old:ps:063:01|(ст. 1-3)]], потому что враги его в высшей степени опасные люди, подобные разбойникам, которые в тайном месте предусматривают путешественника и внезапно нападают на него, чтобы умертвить его, это люди, не имеющие страха Божия, твердо установившие свои пагубные планы и ни о чем более не говорящие, как только о том, как бы хитростью погубить невинного псалмопевца [[old:ps:063:04|(ст. 4–6)]]. Они исследовали всю область человеческой злобы, чтобы осуществить свой пагубный план, который они приготовили на погибель ему. Вот они уже приближаются, как бы так говорит он, с этим глубоко задуманным планом против меня, но вместо торжества надо мной, которого они с уверенностью ожидали, Бог показывает Свою высоту, наказывая их и спасая меня. //Стрелы//, которые они направляют против меня, оказываются безвредными, детскими стрелами, и клеветливые языки их притупились, сделались безвредными [[old:ps:063:07|(ст. 7–9)]]. Весь злокозненный план врагов псалмопевца Промыслом Божиим обращен им же в наказание, которое имело самые благодетельные последствия, страхом объяты были все видевшие это и должны были признать во всем происшедшем перст Божий и праведное наказание Его; праведники же, видя торжество веры и добродетели над злобой и нечестием, возымеют большую надежду на Бога и похвалу от Него, что и послужит для них причиной всегдашней радости о Господе [[old:ps:063:09|(ст. 9–11)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]