[<10>] ====== Толкования на Пс. 63:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к тебе: от страха вражия изми душу мою** **Услыши Боже глас мой, внегда молитимися к Тебе.** Приими моление мое, Владыко, и укрепи ум мой, чтобы не устрашали меня вражеские нападения. **От страха вражия изми душу мою.** Это подобно сказанному: //и ныне Господи, призри на прещения их, и даждь рабом Твоим со всяким дерзновением глаголати слово Твое// ([[new:act:04:29|Деян. 4,29]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к тебе: от страха вражия изми душу мою** Когда у нас есть сильные враги, тогда невольно обращаешься к Богу крепкому и праведному. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Услыши Боже глас мой, внегда молитимися к Тебе: от страха вражия изми душу мою** Приими молитву мою, Владыка, и укрепи ум мой, чтобы не бояться мне вражеских нападений. ===== Евфимий Зигабен ===== **Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе; от страха вражия изми душу мою** //Афанасий// говорит, что это сходно с тем, что сказано Апостолами: И ныне, Господи! воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всею смелостью говорит слово Твое. Слова //Вел. Василия//: Вражий страх есть тот, который поселяется врагом, и который противен дерзновению Христову, об отвращении которого в семь псалмопении изложена молитва. //Кирилла//: Это—услышь меня, когда молюсь, вместо: когда я не молчу, но молюсь. Ибо молчание при таких обстоятельствах вредно, или (значит то), что скоро услышь меня и даже в то самое время, когда молюсь, согласно с обещанным Тобою: Еще ты будешь говорить, как скажет: вот Я здесь. //Афанасия//: Освободи меня от страха со стороны противников, иначе от навета их и смерти. Ибо сие то он боялся потерпеть от них. //Оригена//: Изъемли, говорит, душу мою от страха, каковый страх не друг, а враг. Друг тот страх, который соединен с познанием Бога, а враг страх—тот, который свойствен неправомыслящим, или каким бы то ни было небоящимся Бога, которых Дух Святый у пророка Исаии может изобразить ясно сими словами: страхом их не станем овладеваться и не будем смущаться. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 2-3 **Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к тебе: от страха вражия изми душу мою. Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду** Пророк по обычаю своему, во-первых, просит выслушания, потом предлагает, чего желает от Бога. **Услыши**, глаголет, **глас мой, внегда молитимися**. Гласное моление знак есть сильнаго и жаркаго движения духа, аки бы сказал: сотвори, молю, да не всуе молюся. За сим тотчас приступает к бедствиям своим, коими угнетаем был, упоминая о страхе смертельном, наносимом от врагов, потом и о других обстоятельствах, дабы лучше приобресть милость Божию. Аки бы сказал: молю, свободи мя от страха врагов, хотящих убить меня; сотвори, дабы они или не могли, или не желали убить. Во втором стихе глаголет, что он имеет подвиг не с одним врагом, но со многими, и потому не равносилен к выдержанию нападений их, аще Бог не поможет ему. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе: от страха вражия изми душу мою** Опасаясь за свою жизнь со стороны своих злобных врагов (**от страха вражия**), Давид молится Богу о помощи; так как только Он один может защищать его от нападения этих врагов. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к тебе: от страха вражия изми душу мою** //Сохрани меня, Господи, от врага страшного и мятежного, скрыто подготовляющего против меня нападение// //"Сохрани жизнь мою от страха врага"// - гебраизм - от страшного врага, каким и был Авессалом, готовый лишить Давида жизни в целях завладения престолом. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 2–3 У**слыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к тебе: от страха вражия изми душу мою. Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду** Начиная псалом, псалмопевец, во-первых, просит об услышании его молитвенных прошений: услышь, говорит он, Боже, голос молитвы моей, когда я молюсь Тебе, – а затем излагает и самый предмет этих прошений, выразительно изображая те бедствия, которым подвергли его коварные и злобные враги его, и прежде всего упоминает о том страхе, который он испытывает при виде разнообразных козней со стороны тех врагов: **от страха вражия**, говорит он, избавь **душу мою**; враги во множестве собираются против меня, измышляют хитростью и неправдой погубить меня и тем наводят на меня страх; но Ты, Господи, не допусти их причинить мне какое-либо зло, укрой меня от замысла коварных (**сонма лукавнующих**), от мятежа злодеев (от толпы **делающих неправду**). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]