[<10>] ====== Толкования на Пс. 63:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их** **Утвердиша себе слово лукавое,** — утверждают, что Господь не воскрес из мертвых. **Поведаша скрыти сеть.** Придумывали, говорит, всяческие меры, как проповедников евангельских догматов умертвить тайно. **Реша: кто узрит их?** Все это делали, думая, что Бог не накажет их за такое нечестие. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их** **«Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыти сеть».** Сие яснее выразил// Симмах//: утвердили слово лукавое, удумали скрыть сети. Умышляя о моей смерти, удумали и уговорились, какия ухищрения употребить против меня, и слова подтвердили самым делом. Но отваживаются они на сие, думая, что никто не промышляет о делах человеческих. Сие показывает и присовокупленное: **«Реша: кто узрит их?»**. Думают, что нет никакого судии над делами их. ===== Евфимий Зигабен ===== **Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их** **Утвердиша себе слово лукавое** Утвердили, говорит, сии коварные люди у себя злое слово, то есть, придумали злой умысел против невинных и решились твердо привести его в исполнение. //Афанасия//: Утверждение слова злого значит уверение Иудеев, что Господь не воскрес из мертвых. Безыменного истолкователя: Как утвердили? Обманывая, произнося клятвы, нанимая от себя свидетелей и обвинителей, изобретая ухищрения, приводя доказательства, чтоб сделать слово злое, то есть, обман вероятным (в изд. Своде). **Поведаша** (твердили)** скрыти сеть, реша: кто узрит их** //Симмах// вместо: твердили, перевел: внушали друг другу. Враги, говорит, невинных людей, посоветовавшись между собою, решили тайно поставить сети и стражу на пути для ловления и умерщвления меня. При том, так как будто нет Бога, в таком расположении они сказали в себе: кто увидит нас? Или кто окажется защитником и помощником наветуемого нами? Иначе: никто. По словам //Велик. Афанасия//, это говорится о злословивших Апостолов и говоривших: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? Слова //Феодорита//: Это говорят Авессалом и Саул с сообщниками своими и прочие; то же говорят и те беззаконные, которые по времени составляли ухищрения и сети против Божиих церквей. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 6-7 **Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их? Испыташа беззаконие: изчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко** Здесь, во-первых, жалуется на жестокосердие врагов и на их беззаконное согласие. Потом присовокупляет речь о их дерзости, с каковою они отважились на все, в чем, без сомнения, больше смелости придавала и робость Давидова, котораго видели они лишенна всякия помощи, и потому отважнее вооружались на беднаго человека. К сему присовокупляет нечто о их взаимных между собою разглагольствиях и об изыскании способов, каким бы образом погубить его, но потаенно, дабы скрыть хитрые наветы свои. Совещаша **скрыти сеть, реша: кто узрит их?** В следующем [[old:ps:063:07#arxiep_irinej_klementevskij|7]] стихе более увеличивает коварства их: ибо говорит, что они испытали все способы, служащие ко вреду, и ничего не оставили без изследования, что в Еврейском тексте весьма ясно изображено так: //изследоваша неправду следствием (хитро) изследованным//. К сему присовокупляет речь о самых скрытнейших убежищах их; ибо чрез сердце глубокое разумеет самые коварные виды, которыми обыкновенно прикрывают себя злые люди, и которых глубину проникнуть не возможно. Вкратце сказать, сущность места сего такая, что враги не токмо явною силою, но и сокровенною злобою устрояли погибель Давиду, и в том столько были остроумны и искусны, что из самых глубочайших недр мрака умели извлекать способы, служащие ко вреду. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их** **Утвердиша** – определили неизменный план о моей погибели. **Поведаша** – сообщают один другому касательно расположения сетей, т.е. совещаются, как их поставить. **Их** – не сети, но врагов; лучше бы поставить **нас**. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их** //"Говорили// (враги Давида): //кто их увидит?"// В скрытости своих действий они находили силу к распространению на царя лжи. Враги рассчитывали, что никто из близких к царю не видит их козней, а потому не может обличить их. Они боялись только людей, а о Боге забыли. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 6–7 **Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их? Испыташа беззаконие: исчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко** Продолжая изображать усилия нечестивых, направленные к погибели праведника (//непорочна//), псалмопевец говорит: //сонмы// (сборища) **лукавых людей утвердиша себе слово лукавое**, т.е. утвердились против меня в злом намерении, по взаимном совещании решились (**поведаша**) скрытно поставить мне сети, думая и говоря, что никто их не увидит. Таким образом, эти нечестивые обнаружили явное неверие в Промысл всеведущего Господа, которое произошло у них оттого, что они привыкли все подвергать испытанию: **испыташа беззаконие**, т.е. испытали беззаконно. Есть испытание законное, узаконенное Господом: «//Испытайте Писания//, – говорит Спаситель, –// яко вы мните в них имети живот вечный//» [[new:in:05:39|(Ин. 5:39)]]. Чтобы различить от этого священного и узаконенного испытания испытание неверующих, псалмопевец говорит: **испыташа беззаконно**. Испытующие беззаконно хотят обнять бесконечную истину своею близорукою мыслью, хотят исчерпать бездну скорлупою, которой ничтожная вместимость уже наполнена нечистотою земных помыслов, силятся постигнуть непостижимое, оскорбляя таким образом и веру и Откровение Божественное. От этого испытания остерегая, премудрый Сирах говорит: «//Вышших себе не ищи и крепльших себе не испытуй//» [[old:prsir:03:21|(Сир.3:21).]] И если есть тайны природы, испытание которых непосильно для человека, то испытание тайн благодати Божией, испытание непостижимых судеб Божиих составляет ту безрассудную дерзость, которая всегда посрамляется. Эту мысль и выражает псалмопевец в следующих стихах псалма. **Исчезоша испытающии испытания** – это свойство еврейского языка (гебраизм), по которому повторением того же слова выражается напряжение, усиленное действие. **Исчезоша** (греч.) значит: «перестали искать»; но не потому что изменили свои намерения, а потому что считали план своих действий готовым, – с которым они и решились приступить: приступит человек и сердце глубоко, т.е. приближается ко мне человек с сердцем, исполненным глубоко обдуманных планов. Но как бы ни было глубоко сердечное помышление, испытывающее то, что превышает силы, но всесильный и непобедимый Бог выше всего [[old:ps:063:08|(ст. 8)]]. «//Болий есть Бог сердца нашего и весть вся//» [[new:1in:03:20|(1 Ин. 3:20)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]