[<10>] ====== Толкования на Пс. 63:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Испыташа беззаконие: изчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко** **Приступит человек, и сердце глубоко.** Беззаконные, говорит, не перестали умышлять лукавое против Господа. Ибо это означают слова: **испыташа беззаконие.** Но человек Божий, coвещaвaющий разумное (а это и значит **сердце глубоко**), как в точности познавший таинство, в приличных песнопениях вознесет Бога, по сказанному в другом месте: //вознесу Тя, Господи Боже мой, Царю мой// [[old:ps:144:01|(Пс. 144,1)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 7-9 **Испыташа беззаконие: изчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко. И вознесется Бог: стрелы младенец быша язвы их, и изнемогоша на ня языцы их: смутишася вси видящии их** **«Испыташа беззаконие: изчезоша испытающии испытания».** Устремили весь ум, придумали против меня всякия средства, не оставили ни одного вида козней, и явно нападая, и скрытно подстерегая, употребляя соглядатаев, обходя пустыни, осматривая места утесистыя. **«Приступит человек и сердце глубоко».. «И вознесется Бог»**. Яснее перевел сие //Феодотион//; выражается же так: и разум мужа и сердце глубокое пронзит Бог стрелою. Хотя и тьмократно укроют свои начинания, явны оныя назирающему все Богу, Который открывает высоту Свою, подвергая таковых наказанию. **«Стрелы младенец быша язвы их», «И изнемогоша на ня языцы их».** Впрочем, и употребив столько хитрости, не достигли они цели. Как стрелы, пущенныя малыми детьми, не причиняют никакого вреда тем, в кого попадают: так и языки их не сделали никакого вреда ими пораженным, вред же обратился на самих поражавших. **«Смутишася вси видящии их».** А увидевшие, что обманулись они в своих предприятиях, исполнились смятения и страха и подивились Божию промышлению. Сие показывают и последовавшия слова. ===== Евфимий Зигабен ===== **Испыташа беззаконие: изчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко** **Испыташа **(свое)** беззаконие; исчезоша испытающие испытания** Враги, говорит, мои пытались исполнить беззаконие; но изнемогли изыскатели коварных опытов, приготовлявшие различные ухищрения. //Феодорит//: Всю силу разума употребили, всякое ухищрение против меня придумали, никакого вида злоумышления не оставили; и явно наступая и тайно заседая и надзирателей посылая, пустыни обходя, и в каменистых местах делая поиски, в горах, в пещерах и ущельях земли отыскивая подвижников благочестия, о которых говорит //Божественный Павел//: которых не был достоин весь мир. А безыменный говорит: Потому исчезли, что испытывали беззакония, то есть, не искали, по закону Божию, правды, которой искали; потому то и не находят ее. А которые испытывают Богопознание без всякого развлечения, не бывают безуспешны. **Приступит человек, и сердце глубоко** См. Толкование на [[old:ps:063:08#evfimij_zigaben|Пс. 63:8]] ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Испыташа беззаконие: изчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко** См. Толкование на [[old:ps:063:06#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 63:6]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Испыташа беззаконие: изчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко** Враги псалмопевца исследовали всю область человеческой злобы, чтобы осуществить свой пагубный план, и вот теперь они готовы. **Испыташа** – они основательно исследовали злобу. **Исчезоша** – они перестали искать, но не потому, что изменили свои намерения, а потому, что план их уже готов. **Испытающии испытания** – с точностью исследовали. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== Ст. 7-9 **Испыташа беззаконие: изчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко. И вознесется Бог: стрелы младенец быша язвы их, и изнемогоша на ня языцы их: смутишася вси видящии их** Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. В настоящем псалме св. пророк изображает усилия нечестивых, направленные против невинных и непорочных людей, а в таинственном значении - против Господа Иисуса Христа, единого Праведного и Всесвятого. Сонмы лукавых людей, по выражению пророка, //утвердиша себе слово лукавое против праведника//. Изъясняя сию дерзость, пророк говорит, что она произошла от неверия в Промысл Всеведующего Господа: //поведаша скрыты сеть, и реша кто узрит их//. Откуда же у них такое неверие, такое забвение Всеведующего Господа и такое противление истине, которая беспрестанно открывается человеку на путях жизни его? Пророк производит это от того, что они привыкли все подвергать испытанию; что не пленили разум в послушание веры, не смирили буйных помыслов, но силою их думали, как бы раздрать завесу непостижимых тайн. Испыташа беззаконие, яснее, испытали беззаконно.(Примечание: Можно предположить, что в греческом находилось χατά ανομίαν, по беззаконию - χατά γνόσιν, - по разуму - разумно. Подобно, как в [[new:1pet:01:14|1-м посл Петр. 1:14]], но χατά было опущено от переписчиков.) Пророк с намерением прилагает понятие беззакония к испытанию и не просто говорит: испытали, но испытали беззаконно. Есть испытание законное, узаконенное Господом: //испытайте писания//, говорит Спаситель, //яко вы мните в них имети живот вечный// [[new:in:05:39|(Ин. 5:39)]]. Сие испытание св. апостол Петр приписывает пророкам: //о немже спасении взыскаша и испыташа пророцы, яже о вашей благодати прорекоша. Испытающе в каково, или в кое время являше в них Дух Христов// [[new:1pet:01:10|(1 Петр. 1:10,]] [[new:1pet:01:11|11)]]. Чтобы различить от сего, и проповедию Господа заповеданного, и примерами св. пророков священного испытания, испытание неверующих, пророк говорит: **испыташа беззаконно**. Объясним подробнее это различие: мы испытываем законно, когда оком же веры с благоговением рассматриваем тайные пути спасения и судеб Божиих; когда одним изречением Св. Писания поясняем смысл другого: в одном событии находим разрешение недоумений, которые встретили при многих других; когда не простираем испытания далее пределов, положенных верою; когда водимся в испытании не мирской мудростью, но указаниями Св. Церкви. Так, св. апостолы, не разумея некоторых изречений Господа, предлагали Ему вопросы и получали разрешение: "что яко нам хощеши явитися, а не мирови", и в другом месте: //что это: вмале, и не видите Мене, и паки вмале и узрите Мя, что сие глаголет?// Так, св. пророк приходил в недоумение, когда видел, что грешники наслаждаются счастием: сей труд есть предо мною [[old:ps:072:16|(Пс. 72:16)]]. Чтобы разрешить сие трудное недоумение, он входит во святилище Божие, где судьбы Божий поведаются людям и где Бог посылает свыше свет небесный. То есть не в мудрости разума искал просвещения и успокоения, но в откровениях слова Божия и, как плод сего обращения ко Святилищу, произнес сие утешительное для верующих исповедание: //Мне же прилеплятися Богови благо есть//, и проч. [[old:ps:072:28|(Пс. 72:28)]] Напротив, беззаконно испытующие хотят обнять бесконечную истину своею краткозрячею мыслью, хотят исчерпать бездну скорлупою, которой ничтожная вместимость уже наполнена нечистотой земных помыслов, силятся постигнуть непостижимое, оскорбляя таким образом и веру, и откровение. От сего испытания остерегает Премудрый: //высших себе не ищи и крепльших себе не испытуй// [[old:prsir:03:21|(Сир. 3:21)]]. Человек и в природе, и в путях настоящей жизни получает тот же урок, то есть на пути сего испытания должно ему ходить с великой осторожностью. Прилично ли больному медлить, испытывая, из чего составлено врачевство, когда болезнь ежеминутно растет и усиливается! Или бросьте семя в землю, оно сокроется в недре ее; там, таинственным художеством природы, оно тлеет, умирает, возрождается и приносит плод, а человек не видит, как это делается; но позвольте себе испытывать и смотрите каждый день, чтобы узнать, что делается с семенем, - оно останется бесплодным. И ежели есть тайны природы, которых испытывать не позволительно человеку, то испытание тайн благодати, испытание непостижимых судеб Божиих составляет ту безрассудную дерзость, которая всегда посрамляется. Сию мысль выражает пророк в следующем изречении: **исчезоша испытающие испытания, быша язвы их стрелы младенец**. Именно он показывает: 1) постыдный их конец, 2) слабость и неразумие их, 3) бесплодное усилие испытательного духа и изнеможение его, и 4) следствие их судьбы, то есть прославление Бога и радость праведных. Те, которые испытывали испытания (это выражение еврейское, оно значит, что они с особенной дерзостью и надменностью предавались испытанию тайн Божиих), "изчезоша". Они исчезли. Пророк берет сравнение от дыма, - сравнение весьма сильное и значительное, - дым происходит от горящего вещества. Чем грубее вещество, тем сильнее и гуще бывает дым; дым от земли подымается на высоту, дым производит некоторое омрачение на небе и потом скоро исчезает, - так пытливые помыслы неверия происходят оттого, что ум питается земными, грубыми представлениями, а сердце нечистыми пожеланиями. Горделивые эти помыслы вземлются на высоту и восстают на истину, на самый разум Божий; на одно мгновение они омрачают ее пред слабым человеческим взором и скоро, скоро сами совершенно исчезают. Но сего мало, изчезают не одни богохульные учения и мнения, но и самые лжеучители вместе с ними подвергаются погибели. В самом деле, где эти неверные испытатели тайн Божиих, или совопросники века сего, - а с какой, кажется, силой слова они восставали на истину слова Божия и с какой дерзостью подвергали его истязаниям горделивого разума, с какой надменной самонадеянностью обещали воздвигнуть новое учение на попрание учения Евангельского - и воздвигали, - но сие новое учение скоро разорялось, падало и исчезало. И сие весьма неудивительно, потому что Бог выше всякого человеческого понятия. Мысль сию пророк объясняет сравнительно: **приступит человек, и сердце глубоко, и Господь вознесется** - пусть, так должно объяснять изречение Давида, пусть человек сделается предметом сего испытания: пусть человек приступит к испытанию сердца человеческого, он и тогда должен будет остановить дерзновенное свое намерение - он узнает, что сердце человеческое глубоко, что у человека нет силы проникнуть и исследовать глубину его, нет средства испытать тайны его, - так ежели и у человека сердце для другого человека составляет непроникаемую глубину и тайну, то **Господь вознесется**, то есть Господь выше нашего сердца: Его тайны, тайны ума бесконечного, Его глубины не имеют пределов. Его судьбы непостижимы и самим Херувимам. (Примечание: Вознесется - вместо: Господь выше человека, или бесконечно высок; также: оправдишися в словесах. - [[old:ps:050:start|Пс. 50]], то есть явишься правым; со строптивым развратишися. - [[old:ps:017:26|Пс. 17:26]], то есть явишься строгим.) А посему, не дерзновенно ли человеку, который не может узнать тайны сердца человеческого, испытывать тайны Божий! Мысль сию яснее выражает пророк Иеремия: //Глубоко сердце человеку паче всех, и человек есть, и кто познает его? Аз Господь, испытуяй сердца и искушаяй утробы// [[old:ier:17:09|(Иер. 17:9)]]. Подобно сему святой апостол Иоанн говорит: //Бог болий есть сердца нашего, и весть вся// [[new:in:03:20|(Ин. 3:20)]]. Стрелы младенец быша язвы их. Пророк продолжает излагать тщетные усилия людей, которые не покоряются вере, но подвергают тайны судеб Божиих испытанию. В бесплодном старании испытать и постигнуть непостижимое они изрекают хулы на тайны веры, желая ниспровергнуть их: но их возражения подобны стрелам младенцев. Не замечали ли вы, что иногда несмысленные дети бросают стрелы на солнце? Стрела не достигает цели - так неверные вооружают язык свой против небесной истины; но истина не теряет от сего своего сияния. Не бывает ли, что стрелы детей, отражаясь от предметов, на которые пущены, поражают их самих? Так и возношения ума, непокорного истине, не истину лишают света, но сам ум приходит в гибельное омрачение. А чаще всего стрелы, пущенные рукой слабого и бессильного отрока, носятся в воздухе и падают на землю, где с презрением люди попирают их и мешают с прахом. Такова же и участь мыслей, восстающих на Святую истину, - они носятся несколько времени в устах легкомысленных и неопытных людей, скоро теряют свою славу и осуждаются на вечное забвение. Изобразив бессилие восстающих на тайны веры, св. пророк изображает ничтожество их возношений: **изнемогоша на ня языки их**. (Примечание: "На ня" - в некоторых изданиях: "на Него", т.е. против Бога), то есть слово их истощилось для их испытательных вопросов и возражений против судеб Божиих и тайн веры. Пророк, конечно, имел в виду прошедшие опыты, но, как пророк, он говорит здесь и о будущем. Во все времена были люди, которые пререкали судьбам Божиим, напр., Дафан и Авирон, горделивый полководец Вавилонский, но скоро умолкал дерзновенный язык их. Но сего мало, что немощные люди чувствовали бессилие, когда восставали против тайн Божиих, - сам диавол, который первый побудил человека на богооскорбительные испытания судеб Его, ощутил изнеможение своего льстивого языка, когда осмелился приступить ко Господу Иисусу Христу с испытательными предложениями. Однако, когда Господь заставил его самого умолкнуть, он не переставал еще посредством своих клевретов вооружаться на Иисуса Христа теми же испытаниями духа, непокорного вере. И сие особенно имел в виду пророк, говоря: **изнемогоша на ня языки их**. Сколько раз иудеи покушались уловить Иисуса Христа своими испытательными вопросами - таковы, например, были: достойно ли дати кинсон Кесареви, или ни? Коею властию сия твориши? Кая есть большая заповедь? Кому от седми в воскресении будет жена - спрашивали саддукеи о жене, которую имели семь братии. Наконец, не враждебный ли дух испытания вопиял в них: Сниди со креста, да веру имем! - Но слово их истощилось, изнемогло, умолкло. Господь воскрес, послал на проповедь апостолов, иудеи опять восстали на них, подвергли испытанию благовестие, произносили клеветы, обвиняли их в общественных преступлениях; но и в сем случае опять испытательное и враждебное слово обессилело. Храм Иерусалимский разрушен, Иерусалим пленен. Здесь-то смутились люди, убоялись Бога, уразумели дела Его и прославили Святую истину. Аминь. //**Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Испыташа беззаконие: изчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко** Вся деятельность и жизнь Давида подвергалась врагами строгому расследованию не для оценки ее, а для розыска фактов, которыми можно было бы воспользоваться в целях обвинения царя. Так как подобных фактов не находилось, то враги Давида старались проникнуть в его душевный мир, в его настроение, т. е. за неимением фактического внешнего материала к его осуждению, прибегали к опорочению его внутренних стремлений, его душевного склада, напр., говорили про царя, что он "не любит" народа. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Испыташа беззаконие: изчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко** См. Толкование на [[old:ps:063:06#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 63:6]] [<10>]