[<10>] ====== Толкования на Пс. 63:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И убояся всяк человек: и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша** **И убояся всякий человек.** Кто же не убоится, видя, что Бог призрел на нечестивых? **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И убояся всяк человек: и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша** Ибо, размыслив о Божией попечительности, убоялись суда Божия. ===== Евфимий Зигабен ===== **И убояся всяк человек: и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша** **И убояся всяк человек** Смутились, говорит, все, которые видели вышеозначенных врагов моих, как они несчастны во всех предприятиях и ухищрениях своих, которые составили было против меня, и кто только увидел их, убоялся в самом себе, узнав, что Бог защитник и помощник страдающих от неправды. Слова //Божест. Афанасия//: Сказав прежде о возношении врагов против святых проповедников (т. е. Апостолов), теперь говорит и о падении. Ибо столь, говорит, слабыми и ничтожными Он сделает ухищрения их против нас, что стрелы их суть слабые и не могущие уязвлять стрелы младенцев. Почему видя, что они столько ухищрялись и не получили никакой пользы, все объяты были в сердце смущением. Ибо по причине неудачи их, сильно убоявшись, удивлялись в семь делу промысла Божия. **И возвестиша дела Божия и творения Его разумеша** Все, говорит, те, которые увидят неудачность врагов моих, будут рассказывать другим о чудесах, произведенных надо мною Богом, и познают те суды, которые совершает Бог для вспомоществования рабам своим. По свойству пророчества Давид сказал о том, что еще имело исполниться, как о прошедшем, о чем мы говорили многократно. Слова //Евсевия//: Всякий человек, рассматривая опустошение древнего Иерусалима, может сильно убояться Распятого и возвещать дела Бога, т. е. Христа и разуметь Его творения. Какие такие? О которых Он предсказал Апостолам и теперь привел в конец (в исполнение). Ибо когда они показывали здание храма, Он отвечал: Аминь, говорю вам, не останется здесь камня на камне, который не разорится. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 10-11 **И убояся всяк человек: и возвестиша дела Божия, и творения его разумеша. Возвеселится праведник о Господе и уповает на него: и похвалятся вси правии сердцем** Пророк полнее описывает здесь тот плод, который произойти имел от правосудия **Божия**. Аки бы сказал: люди пораженные новым сим и необыкновенным зрелищем, которые прежде промысл **Божий** за ничто поставляли, начнут лучше разсуждать о том, чему они доселе не верили, и одни другим то же будут пересказывать. Таким образом Давид не к малому числу людей относит достопамятный пример милости Божией, явленныя к нему, но говорит, что он повсюду известен и славен будет. Сего ради полагает всех человеков, глаголя: **убоится всяк человек**, то есть, все и каждый человек принужден будет признать дело Божие, и быть онаго проповедником. В последнем стихе еще больший и обильнейший плод описывается: ибо Пророк показывает, что избавление его подаст случай всем благочестивым людям к веселию, к благой надежде и к безгрешной похвальбе. Чего ради? Понеже узнают, что Бог и к ним таков же есть, каковым явил Себя к рабу Своему Давиду. **Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него: и похвалятся вси правии сердцем**. Здесь заметить должно, что Пророк в последнем члене нарицает правыми сердцем тех же самых людей, которых в первом наименовал **праведниками**, дабы знали мы, что Богу не иная правда приятна, как токмо та, которую износит из себя внутреннее человека чистосердечие. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **И убояся всяк человек: и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша** Это наказание, которое Господь посылает против врагов Давида, имеет самые благодетельные последствия; страх обнимает всех, видевших это, и они должны признать, что здесь перст Божий и праведное наказание. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И убояся всяк человек: и возвестиша дела Божия, и творения его разумеша** См. Толкование на [[old:ps:063:08#lopuxin_ap|Пс. 63:8]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И убояся всяк человек: и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша** Глаголы этого стиха:** убояся**…** возвестиша**… и** разумеша**, – в переводе с еврейского читаются в будущем времени: «И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют...», как глаголы следующего [[old:ps:063:11|11-го стиха]]. Псалмопевец изображает здесь те последствия, какие произошли и должны происходить от правосудия Божия, столь очевидно проявившегося в судьбе Давида и врагов его. Пораженные, говорит он, новым и столь необычайным зрелищем суда Божия люди, которые дотоле не верили в Божественный Промысл, убоятся и познают, что Бог есть Защитник и Помощник всем страждущим от неправды, самым делом убедятся в истине того, чему прежде не верили, и будут пересказывать одни другим о чудесах, совершенных надо мною Богом. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]