[<10>] ====== Толкования на Пс. 63:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Возвеселится праведник о Господе, и уповает на него; и похвалятся ecи пpaвии сердцем** **Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него.** Рачительные исполнители Божественных законов, по преимуществу исполнившись радости, утвердятся в уповании на Бога. **И похвалятся вcu npaвии сердцем.** И приобретут себе добрую славу у людей стремящиеся к Богу и не соглашающиеся ходить вне пути правого. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Возвеселится праведник о Господе, и уповает на него; и похвалятся ecи пpaвии сердцем** **«Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него».** Преимущественно же ревнители законов Божиих, исполнившись веселия, утвердятся в уповании на Бога. **«И похвалятся вси правии сердцем».** И у людей приобретут себе добрую славу направляющие помысл свой к Богу и не позволяющие себе ходить вне пути праваго ===== Евфимий Зигабен ===== **Возвеселится праведник о Господе, и уповает на него; и похвалятся ecи пpaвии сердцем** Каждый, говорит, праведник, видя промышление и помощь, оказанные мне Богом, будет радоваться и уповать на Господа, что и сам удостоится той же помощи. Сверх того и все люди, не имеющие в сердце своем никакой кривизны и злого умысла, каков был и Давид, все таковые похвалятся тем, что Бог таковым незлобивым вспомоществует: ибо сколь, говорит, благ Бог к Израилю, к правым по сердцу [[old:ps:072:01|(Псал. 72,1)]]. Некоторые слова: приступит человек, и сердце глубоко, разумели об Иуде, который, как глубоко скрытный и самый злой, пошел к врагам Христовым— иудеям и дал им обещание предать Его. Но Христос более вознесся и возвеличился, совершив страшные чудеса во время своего распятия и воскресения из мертвых, так что истязания и страдания, причиненные Ему иудеями обратились в ничто, как потому, что Он, по Божеству, был бесстрастен, так и потому, что не могли уничтожить Его, как иудеи думали. Далее все язычники, видя иудеев преданными римлянам на погибель и истребление, смутились и убоялись Христа, за которого и пострадали они много от гонителей и владык. Под праведными же можешь разуметь тех же язычников, как оправданных верою, которые и возвеселятся о Христе. Те же язычники, по словам //Оригена//, и правы по сердцу; потому что они по сердцу не совратились с пути принятой ими веры ни в чем, как совратились в древности иудеи. Почему и //Феодорит// сказал: Можно видеть (найти) исполнившими это Давида и подобных ему и бывших после них, каковы венценосные мученики и подвижники благочестия. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Возвеселится праведник о Господе и уповает на него: и похвалятся вси правии сердцем** См. Толкование на [[old:ps:063:10#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 63:10]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него: и похвалятся вси правии сердцем** Псалмопевец же и с ним все праведные (**праведник** поставлено коллективно) возрадуются о победе доброго дела, еще большую возымеют надежду на Бога и будут хвалиться тем, что принадлежат Ему. Многие толковники изъясняют этот псалом в пророчески-преобразовательном значении и относят его к страждущему Христу, Который, как на масличной горе, так и на кресте, молился о помощи против своих врагов, клеветавших на Него пред Пилатом и измышлявших планы лишить Его жизни и проч. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Возвеселится праведник о Господе и уповает на него: и похвалятся вси правии сердцем** См. Толкование на [[old:ps:063:08#lopuxin_ap|Пс. 63:8]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него: и похвалятся вси правии сердцем** Псалмопевец, по-видимому, различает здесь **праведника** и** правых сердцем**; в сущности же под именем правых сердцем он разумеет тех же людей, которых в первой половине стиха назвал праведниками, потому что Богу приятна только та правда, которая происходит от правой – истинной веры и правого – чистого сердца. И те и другие, видя на примере Давида промышление Божие о праведных и помощь, оказываемую им Богом, будут веселиться о Господе и уповать на Него, будут надеяться, что и к ним Господь будет столь же правосуден и милостив, каковым Он был к рабу Своему Давиду. И в этих чувствах радости и упования на Бога они будут иметь повод и причины к безгрешной похвальбе: **и похвалятся еси правии сердцем** – похвалятся так, как хвалится в другом месте сам псалмопевец: «//Коль благ Бог Израилев правым сердцем//» [[old:ps:072:01|(Пс. 72:1)]]. Кроме этого буквального объяснения Пс.63, св. Афанасий Александрийский и некоторые другие отцы Церкви видят в нем таинственный и пророческий смысл и говорят, что св. пророк-псалмопевец изображает в нем усилия нечестивых и неверных иудеев, направленные против Господа Иисуса Христа, единого Праведного и Всесвятого. По св. Афанасию, «Давид воспевает псалом этот от лица святых апостолов, которые молятся об избавлении от врагов евангельской проповеди» [3, с. 208]. В словах //приступит человек, и сердце глубоко// некоторые видят пророчество об Иуде, который, как глубоко скрытный и злой, пошел к врагам Христовым – иудеям – и дал им обещание предать Его. Но Христос, как Бог, вознесся и еще более возвеличился, совершив страшные чудеса во время Своего распятия и воскресения из мертвых. Далее, в словах: //испыташа беззаконие: исчезоша испытающии испытания... и изнемогоша на ня языки их// [[old:ps:063:07|(ст. 7]] и [[old:ps:063:09|9)]], изображая бессилие восстающих на тайны веры, псалмопевец имел в виду, конечно, прошедшие опыты, но, как пророк, он говорит в них и о будущем. Во все времена были люди, которые пререкали судьбам Божиим, как, например, Дафан и Авирон [[old:chis:26:09|(Чис. 26:9)]], как Рапсак, горделивый полководец вавилонский ([[old:4ts:18:19|4 Цар. 18:19]] и далее); но скоро умолкал дерзновенный язык их. И не только немощные люди чувствовали бессилие, когда восставали против тайн Божиих, – сам диавол, который первый побудил человека на богооскорбительные испытания судеб Его, даже и после того, как Иисус Христос заставил его умолкнуть [[new:mf:04:11|(Мф. 4:11)]], все еще не переставал посредством своих клевретов вооружаться на Иисуса Христа теми же беззаконными испытаниями духа, непокорного вере. Сколько раз иудеи покушались уловить Иисуса Христа своими испытательными вопросами, каковы, например: «//Достойно ли дати кинсон кесареви или ни?.. Кая есть большая заповедь в Законе?.. Коею властию сия твориши?..//» и проч. Наконец, не враждебный ли дух испытания вопиял в них: «//Аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со креста, и веруем в Него//!» [[new:mf:27:42|(Мф.27:42)]]. Но это слово их истощилось, изнемогло. Христос воскрес, послал на проповедь апостолов. И хотя иудеи опять восстали на них, подвергли испытанию их благовестие, произносили клеветы и обвиняли их в общественных преступлениях, но и в этом случае опять испытательное и враждебное слово обессилело. Храм Иерусалимский разрушен, из жителей Иерусалима одни пали от меча, другие взяты в плен римлянами. И тогда-то все язычники смутились, видя иудеев преданными римлянам на истребление и конечную гибель, смутились и убоялись Христа Бога, уразумели дела Его и прославили святую истину. Под праведными нужно разуметь здесь тех же язычников, оправданных верою, которые возвеселятся о Христе и уповают на Него. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]