[<10>] ====== Толкования на Пс. 64:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Тебе подобает песнь, Боже, в Cионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме** **Тебе подобает песнь Боже в Сионе.** Не будем уже воссылать песнопений богам, каких признавали мы прежде, уведав, что неприлично песнословить дерева, камни и демонов, но Тебе единому всего приличнее воздавать сей долг. **И Тебе воздастся молитва во Иерусалиме,** или в Иерусалиме земном, который есть Церковь, или в Иерусалиме небесном, в котором, достигнув оного, будет возносить хвалы. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Тебе подобает песнь, Боже, в Cионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме** См. Толкование на [[new:rim:13:13#svt_amvrosij_mediolanskij|Рим. 13:13]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Тебе подобает песнь Боже в Сионе, и Тебе воздастся молитва моя во Иерусалиме** В этом городе повелел Ты возносить Тебе песнь: посему умоляю, чтобы там была возсылаема Тебе молитва. ===== Евфимий Зигабен ===== **Тебе подобает песнь, Боже, в Cионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме** На Сион, говорит, (а это Иерусалимская гора), прилично петь Тебе, Господи, поелику там служить повелел Ты иудеям; и в Иерусалиме будет воздаваема Тебе молитва и обещания от каждого. А сими словами Давид пророчествует об имевшем последовать возвращении евреев в Иерусалим. Но можно принимать Сион и Иepycaлим в высшем смысле—за соборную церковь верующих и за частные церкви их. Слова //св. Кирилла//: Сионом называет горнюю и небесную и также находящуюся долу на земли церковь. Итак, сия песнь на Cионе, т. е. в небесной и земной церкви воссылаемая Богу, может приличествовать единственно только воспеваемому Богу. //Феодорита//: Все слова псалма сего приличны жившим в Вавилоне. Они то, желая возвращения, приносили Богу сие песнопение и говорили: возврати нас в Сион, где будет возможно нам приносить Тебе песни и обычные молитвы. Ибо не желают петь Богу на чужой земле вслух незнакомых с нею и скверных. //Афанасия//: Уже не будем воссылать песни тем, которых мы почитали за богов, потому что не прилично петь тем, которые суть дерево, камни и демоны, напротив весьма прилично петь только Тебе. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и тебе воздастся молитва во Иерусалиме** Пророк в лице народа Божия начинает псалом от такого начала, из котораго выводит, что народ Израильский имеет весьма справедливую причину желать возвращения во отечество. Чего ради? Понеже де имеет долг хвалить Бога, и приносить молитвы Ему во Иерусалиме. Аки бы сказал: ежели де всякому благу подобает похвала, то кольми паче Благу верховному, каков есть Бог, но сия похвала должна воздаваема быть там, где хвалимое благо ведомо есть. Бог же не в Вавилоне ведом есть, но **во Иерусалиме**: сего ради тамо и хвалим быть долженствует. Равным образом и молитвы и жертвы там приносить должно, где обретается храм и олтарь: а храм Божий и олтарь **во Иерусалиме** есть, убо **во Иерусалиме** надлежит народу Божию приносить свои молитвы. Там прилично ему воспевать хвалы Твои, о **Боже**, идеже ведомо есть величество Твое, а не в земли чуждей, идеже восхваляются боги древяные и каменные, златые и сребряные. И паки, там прилично воздавать Тебе молитвы и благодарения, идеже ведомы суть благодеяния Твои, идеже есть храм и олтарь посвященный имени Твоему, а не в Вавилоне, где и благодеяния Твои неизвестны, и храмов нет, ни олтарей, и где почитаются одни токмо идолы и беси; //ибо вси бози язык бесове суть// [[old:ps:095:05|(Пс. 95:5)]]. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме** Собравшееся для молитвы общество заявляет сначала, что подобает прославлять Бога, живущего на Сионе и приносить Ему благодарственные обетные жертвы (за полученные благодеяния). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и тебе воздастся молитва во Иерусалиме** //Тебе, Господи, принадлежит хвала за все милости, которые Ты оказываешь своему избранному народу// //"Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе".// На Сионе, как месте непосредственного и постоянного присутствования Бога, воздаются Господу хвалебные песни. Вступление, указывающее на общее благодарно-хвалебное содержание псалма. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и тебе воздастся молитва во Иерусалиме** С того времени как построена была на горе Сион царем Давидом новая скиния, а сыном его Соломоном храм в Иерусалиме, у иудеев твердо и навсегда установилось убеждение, что нет другого места, более приличного для поклонения Богу и для достодолжного чествования Его, для принесения установленных Ему жертв и молитвословий, как Иерусалим. В этом смысле говорила и самарянская женщина Господу Иисусу Христу: «//И вы //(иудеи)// глаголите, яко во Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает//» [[new:in:04:20|(Ин. 4:20)]]. По мнению блж. Феодорита и других толковников, св. Давид словами этого стиха и следующих пророчески изображает духовное состояние иудеев, живших в плену вавилонском [6, с. 290]. Желая возвращения из плена, они приносили Богу песнопение словами этого псалма и говорили: возврати нас в Сион, где будет возможно нам приносить Тебе песни и обычные молитвы.. А здесь (в Вавилоне) мы не можем, как бы хотели, воспевать и прославлять Тебя: «//Како воспоем песнь Господию на земли чуждей//» [[old:ps:064:04|(Пс. 136:4)]]; **Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме**. Св. Афанасий Александрийский слова этого стиха относит к христианам из язычников, которые как бы так говорят: мы не будем уже воссылать песни тем, которых мы почитали за богов, потому что неприлично петь тем, которые суть дерево, камни и демоны. Напротив, весьма прилично петь только Тебе [3, с. 210]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]