[<10>] ====== Толкования на Пс. 64:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Словеса беззаконник премогоша нас: и нечестия наша ты очестиши** **Словеса беззаконник премогоша нас.** **Словесами беззаконников** называет мудрость мудрецов века сего, от которой изнемогли они, утратив истинное ведение. **И нечестия наша Ты очистиши.** Молятся об избавлении от того нечестия, какому предавались во время своего заблуждения. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Словеса беззаконник премогоша нас: и нечестия наша ты очестиши** **Нечестия наша Ты очистиши**... Ты Бог и Судия мой: если я грешу – я Твой, я раб Твой; Ты и очистишь меня. Что станешь Ты со мною делать? Судить меня? Но //аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?// [[old:ps:129:03|(Пс. 129:3)]]. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Словеса беззаконник премогоша нас: и нечестия наша ты очестиши** **«Словеса беззаконник премогоша нас».** //Симмах// переводит так: слова беззаконных возобладали мною, то есть, принужден я быть в рабстве у людей злочестивых и живущих в беззаконии. Потом Пророк открывает причину рабства. **«И нечестия наша Ты очистиши»**, то есть, не несправедливо осужден я на рабство, но за нечестие, на какое я издавна отваживался, от котораго умоляю избавить меня по Твоему человеколюбию. После сего пленники начинают ублажать пребывание в отечестве; потому что оно наставляет в благочестии и руководит к оному. ===== Евфимий Зигабен ===== **Словеса беззаконник премогоша нас: и нечестия наша ты очестиши** **Словеса беззаконник превозмогота нас** Злоречие, говорит, врагов наших вавилонян, произносимые против Тебя, Боже, и против нас, стали не по силам нашим, т.е. они преобладают над нами, так что мы не смеем упрекать им, будучи пленниками их. Или же здесь заключается противоположная мысль, что великие хулы со стороны вавилонян сильно укрепляют и ободряют нас в том, что Ты, Господи, не оставишь оных без отмщения, но накажешь за них. Слова //Афанасия//: Словами беззаконных называет мудрость мудрых века сего, чрез которую и изнемогли они, потеряв истинное знание. **И нечестия наша Ты очистиши** Ты, говорит, Господи, простишь нечестия и грехи наши, за которые мы взяты в плен, и Ты освободишь нас. Другого некоего истолкователя: Не без правды мы—иудеи осуждены на служение нечестивым вавилонянам, но за то древнее нечестие, на которое мы дерзнули, и которого очищения и прощения ожидаем от Тебя, от которого и последовало то, что мы отведены в плен. В созерцательном смысле словами беззаконных верующие из язычников называют мудрость мудрых века сего, как преобладающую, в при содействии лица имеющую сильное действие против истины, чрез каковое они и ослабели, отпав от истинного познания, почему теперь и молятся об освобождении их от случившегося им в заблуждении нечестия и об обретении ими Бога милостивым к древнему их нечестию (тоже находится у //Феодорита//). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Словеса беззаконник премогоша нас: и нечестия наша ты очистиши** Приводят другую причину, чего ради народ Божий просит у Бога избавления от плена, и возвращения в отечество: понеже де за грехи родителей своих преданы в плен. Ибо люди молящиеся здесь, все почти родилися в Вавилоне, и потому плен свой справедливо могли приписывать грехам родителей, так как и мы все плен диавола, под которым стенали, приписываем первым праотцам. Аки бы рекли: злыя дела отцев наших обременили нас, сынов их, и подвергли тяжчайшему пленения игу; но Ты, премилосердый Отче, очисти **нечестия наши**, которыя наследовали мы от родителей наших, и которыя сами еще, последуя примеру их, приумножили! А что **словеса** положены здесь вместо дел, тому никто не подивится, кто только упражнялся в чтении Священнаго Писания [[new:lk:02:15|(Лк. 2:15]]; [[old:ps:021:02|Пс. 21:2]], [[old:ps:104:27|104:27]]; [[old:2ts:01:04|2Цар. 1:4)]]. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Словеса беззаконник премогоша нас: и нечестия наша ты очестиши** Давид молится не за какой-либо свой грех пред Богом, но является выразителем покаянного настроения всего народа, почему далее сливает свою личность с последним, когда говорит: //"Ты очистишь преступления наши".// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Словеса беззаконник премогоша нас: и нечестия наша Ты очистиши** Под именем **беззаконников** одни из толковников, как блж. Феодорит и Евфимий Зигабен, разумеют вавилонян, от которых пленные иудеи принуждены были терпеть насмешки и укоризны их вере и благочестию, а также и всякие соблазны к беззаконию и в словах и в дурных нравах [6, с. 291; 7, с. 488); другие же разумеют под беззаконниками отцов и дедов тех иудеев, которые вынуждены были переносить все тягости пленения и рабства. По словам св. Афанасия Александрийского, **словесами беззаконник** псалмопевец называет мудрость мудрых века сего, под влиянием которой отцы подвергшихся наказанию пленом, потеряв истинное боговедение и богопочтение, впали в нечестие и беззакония и за то подпали гневу Божию и такому тяжкому наказанию, как продолжительный плен в нечестивой вавилонской стране. Это самое и выражено здесь словами: **словеса беззаконник премогоша нас**. Но Ты, продолжает псалмопевец, премилостивый Боже, услышь молитву нашу и очисти наша нечестия, которые мы наследовали от родителей наших и которые еще умножили по своей греховной склонности и слабой воле. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]