[<10>] ====== Толкования на Пс. 64:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих. исполнимся во благих дому Твоего: свят храм Твой** **Блажен, егоже избрал ecu и приял.** Усовершившихся в добродетели и достигших почести вышнего звания называют блаженными. **Исполнимся во благих дому Твоего.** //Благими дому// называет различные дарования духа. Ибо сказано: //овому Духом дается слово премудрости, иному же слово разума// ([[new:1kor:12:08|1 Кор. 12,8]]) и другие дарования. **Свят храм Твой,** — или небесный, или земной, по сказанному: //храм Божий свят есть, иже есте вы// ([[new:1kor:03:17|1 Кор. 3,17]]), исполненные освящения. И он словесами Твоими научает приходящих правде Твоей. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 5-6 **Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих. исполнимся во благих дому Твоего: свят храм Твой. Дивен в правде, услыши ны, Боже, спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече** **«Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих: исполнимся во благих дому Твоего»**; то есть, счастлив и блажен народ, предпочтенный Тобою другим народам. Ибо, пребывая в священных дворах Твоих, пользуется приобретаемою там пользою и благословением. **«Свят храм Твой», «Дивен в правде».** Храм Твой исполнен святыни и входящих Твоими словесами поучает правде Твоей. **«Услыши ны Боже Спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече».** Здесь опять Пророк предсказывает спасение вселенной, и напоминает предречение патриарха Иакова; ибо им изречено: //«не оскудеет князь от Иуды, вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и Той чаяние языков»// ([[old:gen:49:10|Быт.49:10]]). Его-то и здесь Пророк назвал упованием //«всех концей земли и сущих мори далече»//. А чрез сие означает как жителей островов, так и тех, которым досталось в удел населять по ту сторону лежащую сушу и пределы вселенной. Посему Пророк говорит: услыши нас Ты, Который в скором после сего времени озаришь весь род человеческий светом Боговедения. А потом изображает, сколько можно, силу Божию. ===== Евфимий Зигабен ===== **Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих. исполнимся во благих дому Твоего: свят храм Твой** **Блажен, егоже избрал ecи и приял, вселится во дворех твоих** В историческом отношении сие изречение должно понимать так, что завидна участь народа иудейского, избранного из всех прочих народов и усвоенного Тобою, Господи! Потому что он, по освобождении своем от рабства, возвратится с честью и опять станет обитать в городе Иерусалиме, который здесь назвал дворами Божиими за то, что в нем находился знаменитый оный Соломонов храм. А в высшем смысле, по словам //Афанасия//, оно изображает новый народ из язычников, как избранный в наследство Христом. Под дворами народа из язычников должно разуметь находящаяся, по местам, церкви. Сие же изречение должно разуметь и о каждом стремящемся к благочестивой жизни праведном христианине, оканчивающем жизнь свою в благочестии (в добродетели), потому что, быв избран из людей, он берется Христом в горний Иерycaлим в дворы и обители праведных. Слова //Афанасия//: Называет блаженными усовершившихся в добродетели и достигших почести (награды) вышнего звания. Другого: Усовершившегося в добродетелях — его и пророк называет счастливым, как уже подвизавшегося и венчавшегося. Ибо Бог избирает готового подвизаться и совершать течение, победившего уже берет к Себе на небо, чрез призвание к Себе, где и определяет ему наследство в своих дворах, о которых говорил Апостолам: в дому Отца Моего обителей много (в изд. Своде). **Исполнимся во благих дому Твоего** Дом Божий есть Иepycaлим, как дольний и земный, так и горний и небесный. Дома также Божии суть и поместные храмы и церкви. Блага в церкви Божией суть божественное учение и все относящееся к наслаждению и веселию души. Сими то благами насытимся, говорит, мы—пленники, по освобождении от рабства врагам. По словам //Афанасия//: блага дому Господа суть различные дарования Духа. **Свят храм Твой** См. Толкование на [[old:ps:064:06#evfimij_zigaben|Пс. 64:6]] ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех твоих. Исполнимся во благих дому твоего: свят храм твой** Понеже сказал, что народ прогневал Бога грехами своими, и нечестием родителей своих, и потому сделался недостойным услышания: сего ради прибегает здесь к милости и благоволению Божию, чрез которое сообщается очищение грехов, туне даемое. Таким образом подтверждает слова, реченныя об очищении, показывая, какая причина примиряет Бога с бедными грешниками. Сию причину полагает единственно в отеческом благоволении Бога и в благодатном усыновлении, на котором основано и услышание молитв наших. Но каким бы образом осмелился грешник предстать пред лице Бога для примирения с Ним, ежели бы не был удостоверен о благодатном усыновлении, и что Бог есть Отец его? А как усыновление и отпущение грехов обещано было одному токмо народу избранному, составлявшему тогда церковь, сего ради восклицает: **блажен, егоже избрал еси**, нарицая блаженными тех токмо, коих восприял Господь в Церковь Свою, дабы могли одни наслаждаться сим неоцененным преимуществом, а чрез то научает, что избрание не всем есть общее. Сие преимущество отдает одним токмо Иудеям, понеже Бог предпочел их прочим народам: но и сии не по чему-либо другому предпочтены, как токмо потому, что Бог удостоил их особливыя Своея милости. Ныне совершенно разрушено сие средостение: ибо Бог и язычников купно со Иудеями призывает, хотя избрание не всем равномерно сообщается. **Блажени** и преблажени мы о Христе, Ходатае нашем, на Негоже уповая, обретаем в Бозе милосердаго Отца, и на основании заслуг Его молитвы наши к Нему вознося, призываем имя Его, глаголя: //Отче наш, Иже еси на небесех!// Но откуду таковая вера, откуду таковое призывание, как не оттуду, что отчужденных нас по естеству, соединил с Собою благодатию туне? Впрочем, хотя семя Авраамово избрал Бог особенно пред прочими в достояние Себе, и хотя обрезание давало им первое место в церкви, однако нет сомнения в том, чтоб Давид не полагал некотораго различия и между самыми Иудеями; понеже не все были истинные члены церкви, хотя и ходили во **храм**. Он почитает избранными токмо тех, которые с чистым сердцем и с неповинными руками являются пред Бога, как сказано во [[old:ps:014:start|псалме 14]], а не тех, которые по внешнему только виду занимали место во храме. За сим и плод вышереченнаго блаженства показывает, глаголя: **исполнимся** //(в Евр. насытимся)// **во благих дому Твоего**. Сие разуметь должно о единых токмо верных. Ибо и лицемеры ходят в дом Господень, но возвращаются в дом свой тщы и бездельны, сиречь без насыщения благ духовных. Здесь еще заметить должно в словах перемену лиц: ибо Давид сопричислял себя к единству верных, поелику опытом своим дознал то насыщение, о котором глаголет. За сим, нарицая **храм** святым и //дивным в правде //(**свят храм Твой**, //дивен в правде//), похваляет и внешния ко благу нашему пособия, руководствуя нас к насыщению духовными благами. Бог, Который древле ниспослал руку Свою с небеси и препитал Израильский народ манною, может и ныне насытить рабов Своих тою же, но не творит сего, а насыщает души верных ово учением закона, ово жертвоприношением, ово другими обрядами внешними, но благочестивыми, на которых хотя останавливаться не должно, но и пренебрегать не следует. Впрочем, хотя стих сей изрядно приличествует земному Иерусалиму, или церкви воинствующей, но лучше приличен небесному нашему отечеству, где мы по вере надеемся насытиться от **благих дому** Господня, так что не будем иметь нужды искать вне каких-либо благ. Что бо может недостаточествовать в доме такого Владыки, Который создал небо и землю, и Который будет всяческая во всех? **Свят храм** Его и чуден //в правде//. Ибо не дивно ли будет то, что мы будем жить в Бозе яко в доме, а той будет жить в нас яко во храме по оному: //вы будете во Мне, и Аз буду в вас// [[new:in:15:04|(Ин. 15:4)]], и: //пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает//[[new:1in:04:16| (1Ин. 4:16)]]? И ежели сие взаимное пребывание начинается здесь, где мы находимся на пути, то кольми паче совершится оно в отечестве. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих. исполнимся во благих дому Твоего: свят храм Твой** Хотя народ и обольстился грехом и чрез это сделался недостойным божественной милости; но Бог милостив и прощает грехи, и народ, молящийся Ему – избранный народ Его, удостоенный права являться в жилище Божием, где Святый и Праведный Господь царствует в величии, и получать там от Него великие милости. **Блага дому** – блага, которые Бог подает от святого жилища Своего Своим верующим. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех твоих. исполнимся во благих дому твоего: свят храм твой** Избранник Божий есть еврейский народ. - //"Насытимся благами дома Твоего".// Все благодеяния, получаемые евреями, образно представлялись истекающими из храма (точнее - скинии), т. е. от Бога. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих. Исполнимся во благих дому Твоего: свят храм Твой. Дивен в правде** Последнее речение: **дивен в правде**, – по разделению стихов причислено к следующему стиху [[old:ps:064:06|6]]; но по связи речи и по соответствию заключающейся в нем мысли оно как будто имеет отношение к 5-му стиху, как это видно и из перевода этого стиха с греческого. Продолжая речь предыдущего стиха, псалмопевец говорит, что Господь Бог не только простит и очистит грехи находящегося в плену народа, но и предоставит ему как народу избранному все прежние милости и все те блага, которыми пользовались в Иерусалиме отцы и деды их, и называет этот народ блаженным, как бы так говоря: счастлива и завидна участь народа иудейского, избранного из всех прочих народов и усвоенного Тобою, Господи, потому что он по освобождении своем от рабства возвратится с честью и опять станет обитать в Иерусалиме, который здесь назван **дворами** Божиими потому, что в нем находился знаменитый храм Соломонов. Находившиеся в плену и умолявшие Бога о возвращении говорили: **исполнимся во благих дому Твоего**, т.е. по возвращении изобильно благами святого храма Твоего – учением, пророчествами, чудесами, благодатию, спасением. Св. Афанасий под **блаженными** разумеет христиан, достигших почести вышняго звания, а под **благами дома Божия** – различные дарования Святого Духа [3, с. 210]. **Свят храм Твой**, ибо есть селение Божие, исполненное святыни и освящающее других – **дивен в правде**, т.е. храм Бога праведного, прощающего и очищающего беззакония и дарующего благодать оправдания. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]