[<10>] ====== Толкования на Пс. 64:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **и убоятся живущии в концах от знамений твоих: исходы утра и вечера украсиши** См. Толкование на [[old:ps:064:08#svt_afanasij_velikij|Пс. 64:8]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **и убоятся живущии в концах от знамений твоих: исходы утра и вечера украсиши** **«И убоятся живущии в концах от знамений Твоих».** Предшествовало смятение, а последовал страх, произведенный величием чудес, и научил благочестию. **«Исходы утра и вечера украсиши».** Человеки, пораженные страхом, при виде чудес, оставив прежнее заблуждение и познав истиннаго Бога, при наступлении и окончании дня, возносят приятное и угодное Богу песнопение. Сие выразил и //Симмах//: песнословят при наступлении утра и вечером. ===== Евфимий Зигабен ===== **Смятутся языцы, и убоятся живущии в концах **(земли)** от знамений Твоих** Народы, говорит, смутятся с одной стороны и по причине странной и необыкновенной для них евангельской проповеди, с другой—потому, что преданное отцами их уважение к идолопоклонству падет, и злые обычаи в жизни их изменятся. Убоятся, говорит, даже и те, которые живут на краю земли, когда услышат и увидят совершаемые ежедневно Тобою и Апостолами и учениками Твоими чудеса. А если убоятся живущие на краю земли, то не гораздо ли более живущие среди земли? Итак, мы— христиане, говорим, что Давид сим предсказал о Христовых чудесах. Хотя же евреи говорят, что он сказал это о чудесах Моисея; но им запрещают говорить сие следующие за сим слова Давида. **Исходы утра и вечера **(обрадуешь)** украсиши** Ты, говорит, Господи, обрадуешь народ твой и при восходах утра, то есть, когда начинает происходить день, и— вечера, когда оканчивается день, иначе во всякое время, как говорит Исихий. У аттиков есть обыкновение говорить: вечера, в родительном вместо творительного (дательного): вечером. Слова сии суть пророчество о том, что христиане и в начале и в конце дня будут радоваться, поя Богу и утром и вечером божественные хвалы и священные песнопения. Некоторые под исходами утра разумеют восточные страны земли, ибо утро и восход дня представляется рождающимся в сих странах, а под исходами вечера разумею западные страны, в которых рождается вечер и начало ночи. Итак, Ты, говорит, Господи, обрадуешь и тех, которые живут на востоке, и живущих на западе, когда сделаешься человеком и будешь жить на земле. Последующие за сим слова изъясняются и в историческом и в высшем смысле, хотя впрочем высший смысл им приличнее. По изъяснению //Афанасия// и //Кирилла// сии слова должно принимать в высшем значении. У Христа два исхода, то есть, происхождения, одно (утреннее, раннее)—от Отца прежде всех веков, как сказано: И исходы Его от начала—от дней века; а другое вечернее (позднее)—происхождение от девы, бывшее в конце веков. То и другое есть веселие и радость. Но, быть может, исходы утра и вечера, поставлено с опущением предлога: κατα, вместо того, чтобы сказать: в исходы (во время исходов) утром и вечером Ты обрадуешь. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **и убоятся живущии в концах от знамений твоих: исходы утра и вечера украсиши** Как в предыдущем стихе показал Пророк всемогущество Бога от непоколебимости гор и от волнения моря, так в сем стихе показывает премудрость того же Бога, Который небесными знамениями иногда устрашает, а иногда утешает человеческий род. Ибо как нет ничего страшнее и ужаснее грома и молнии, которыя и самыя твердейшия сердца людей страхом колеблют: так нет ничего любезнее и приятнее восхождения и захождения солнечнаго. Ибо люди при восхождении солнца исходят радостны на дела свои до вечера, а по захождении, утружденные, отдыхать начинают. Притом, нет ничего приятнее и любезнее, как видеть небо, украшенное безчисленными звездами, аки драгоценнейшими и блестящими каменьями. Сего ради не всуе воспел Пророк: **исходы утра и вечера украсиши**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **и убоятся живущии в концах от знамений Твоих: исходы утра и вечера украсиши** **От знамений** – великих действий Божиих, знамений Его всемогущества и пр.; – эти знамения то ужасного (наказания), то отрадного (оказанная помощь) свойства; те и другие служили здесь свидетельствами всемогущества. **Исходы утра и вечера украсиши** – Ты радуешь страны, от которых восходит утро, следовательно, восточные страны, и страны, от коих приходит вечер, западные страны, – восток и запад, т.е. весь мир. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и убоятся живущии в концах от знамений твоих: исходы утра и вечера украсиши** //"Утро и вечер возбудишь к славе"// - дела Твоего всемогущества и управления миром так постоянны и многочисленны, что возбуждают к прославлению Тебя каждый день. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И убоятся живущии в концах от знамений Твоих: исходы утра и вечера украсиши** **Живущии в концах**, т.е. народы, живущие в отдаленных пределах, или краях, земли; **убоятся от знамений Твоих**, т.е. от великих дел Божиих, знамений Его всемогущества, таковы знамения Божии: то ужасного свойства (каковы страшные наказания Его), то отрадного (как оказываемая Им помощь). Те и другие служат свидетельствами всемогущества Божия. **Украсиши** (в греч. – «обрадуешь, возвеселишь») значит: «Ты радуешь страны, от которых восходит утро» (**исходы утра**), следовательно, восточные страны, «и те страны, от коих происходит вечер» (**исходы вечера**), значит – западные страны, – и восток и запад, т.е. весь мир. Таково буквальное объяснение сего изречения, которое нужно понимать, конечно, в переносном значении, в каковом оно и переведено с еврейского так: «утро и вечер Ты возбудишь к славе Твоей». А потому весь настоящий стих можно и нужно понимать как пророчество о временах новозаветной христианской Церкви, когда народы, не только ближайшие, но и живущие в отдаленных пределах земли, убоятся знамений, великих и чудесных дел Божиих, совершенных Христом и Его апостолами, и будут радоваться и в начале и в конце дня, поя Богу и утром и вечером, божественные хвалы и священные песнопения. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]