[<10>] ====== Толкования на Пс. 65:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Рцыте Богу: коль страшна дела твоя? во множестве силы твоея солжут тебе врази твои** **Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя!** Какие же разумеет дела? Не Божественные ли знамения, и не изгнание ли множества нечистых демонов? **Во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои.** Обвиняет иудеев в бесчувствии, потому что и величие чудес не привело их к покорности. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Рцыте Богу: коль страшна дела твоя? во множестве силы твоея солжут тебе врази твои** Как величественно и торжественно поет Псалмопевец, проникнутый вполне чувством неизмеримого величия своего Господа. Ни один языческий певец не в состоянии так воспеть своему призрачному божеству. Какая истина и искренность в словах царя пророка! **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои** То есть, удивляйтесь, сколько можете, чудесам, какия совершены Богом. Они так многочисленны и так велики, что злочестивые, по чрезмерности их, не верят им. Сказанное же: //«во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои»//, – имеет и другой смысл, засвидетельствованный действительностию, а именно: когда светом Боговедения озарив вселенную, обратишь весьма многих к благочестию, тогда и одержимые тмою неверия примут наружно вид благочестия, отрицаясь нечестия. И сие, как видим, совершается непрестанно. Ибо многие, раболепствующие языческому заблуждению, не смеют открыто исповедовать оное, и иудеи, находясь в трудных обстоятельствах, воспевают победу креста и повсюду открывается истинность пророчества. ===== Евфимий Зигабен ===== **Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя! во **(при)** множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои** Воскликните, говорит, Богу так: Господи! страшны чудеса, произведенные Тобою в Египте и все, что Ты сделал до них и после них. И поелику Богопознание и вера в Тебя распространилась по всей земле, то посему многие враги истины, убоявшись великой Твоей силы, находящейся в царстве православных, будут притворяться, то есть, лицемерно показывать веру в Тебя. Ибо ложью здесь называет лицемерие, по словам //Феодорита// и //Исихия//. И действительно мы находим, что многие еллины и еретики приняли православную веру во Христа по страху и по власти православных христианских царей, равно как многие приняли иудейство по причине угрозы и силы царей Иудейских. Почему //Иосиф// в XI-й книге Древностей говорит, что многие из неприятелей— еллинов приняли обрезание притворно исповедуя Иудейство. И повествователь в книге Есфири говорит, что многие другие народы из страха к иудеям обрезывали срам (т.е. тайный член), приобретая себе чрез то безопасность. Слова //Афанасия//: Как иудеи лгали пред Тобою, хотя и видели производимые Тобою чрезмерные знамения; то вместо их поклонится все множество народов. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Рцыте Богу: коль страшна дела твоя? во множестве силы твоея солжут тебе врази твои** Здесь дает причину, чего ради хощет, дабы все хвалили Бога. А понеже премногие люди с холодностию разсуждают пред другими о похвалах Божиих, сего ради Пророк, дабы сильнее тронуть чувства верных, повелевает и язык и слово обращать к Богу: **рцыте Богу**. Но дабы и таковое расположение более возвысить в них, глаголет, что врагам только свойственно лгать пред **Богом**: но и сии трепещут силы Его. Аки бы сказал: ежели де люди злые и лукавые, которые охотно желали бы избежать власти Его, волею и неволею принуждены бывают смиряться пред Ним, то что творити подобает верным, которых **Бог** не страхом Себе покоряет, но милостию призывает? Ибо здесь подразумевается прикровенное сравнение между добровольным служением, которое оказывают верные, будучи привлекаемы любовию к **Богу**, и между рабским и принужденным покорением, к которому неверные силою привлекаются. Что бо иное значит лгать пред **Богом**, как быть покорну не от доброй воли, но по нужде, как сказано во псалме [[old:ps:017:45|Пс. 17:45]]? Впрочем, хотя лицемеры многоразличными образы лгут пред Богом, но Пророк не о сем глаголет здесь, а только то показывает, колико сила Божия и самим врагам страшна, когда и нехотящих их себе покоряет. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Рцыте Богу: коль страшна дела твоя? во множестве силы твоея солжут тебе врази твои** Святой пророк изображает силу Божественного смотрения о Церкви. Он видит, что все восстает на Церковь: и огнь, и вода грозят ей; враги ставят сети, полагают на хребет сынов ее тяжелые ноши. Здесь св. пророк имеет в виду, во-первых, Церковь в рабстве египетском, среди гонений Антиохов, а таинственно Церковь Христову, гонимую от змия, и особенно в первые времена христианства - времена мучеников. Во всех сих случаях, кажется, враг торжествовал над Церковью, но он обманулся в своих действиях. Бог явил суд Свой; Церковь одержала победу и еще одержит более решительную, когда смерть будет пожерта победою. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Рцыте Богу: коль страшна дела твоя? во множестве силы твоея солжут тебе врази твои** //"По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои".// Покорение и подчинение врагов Господу зависит оттого, что у Него "множество" силы, в Его руках всемогущество, а потому никто из людей не в состоянии противостоять ему. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя; во множестве силы Твоея солжут тебе врази Твои** Под **страшными делами** разумея вообще чудеса Божии, псалмопевец научает здесь, как возносить песнопение Богу. Приступая, говорит он, к песнопению во славу Божию, говорите пред Богом во всеуслышание: Господи, как велики и многочисленны чудеса, совершенные Тобою в Египте, и как страшны все дела Твои, явленные и прежде, и после, и всегда творимые Тобою. Чрез них истинное богопознание и вера в Тебя распространяется по всей земле – **по множеству силы Твоей солжут**, а по переводу с еврейского – «покорятся Тебе враги Твои». Словом **солжут** выражено здесь, по словам Феодорита и Исихия, лицемерие врагов евангельской истины, которые, убоясь великой силы Божией, являемой в страшных делах Его, и притворяясь верующими, будут лицемерно показывать веру во Христа, каковыми и были, как видно из истории, многие еллины и иудеи, принявшие веру Христову по страху сильной власти православных христианских царей, равно как и многие принявшие лицемерно иудейство по причине угрозы и силы царей иудейских [[old:esf:08:17|(Эсф. 8:17)]] [7, с. 495]. Солгавшими Богу признаются также враги Господа Иисуса Христа, оклеветавшие истину воскресения Его из мертвых [[new:mf:28:13|(Мф. 28:13)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]