[<10>] ====== Толкования на Пс. 65:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро** **Яко искусил ны ecи, Боже, разжегл ны ecи.** Пророчественный Дух предвозвещает скорби, какие постигнут Апостолов за проповедь, от лица их описывает сети, или узилища, и указывает на искушения огнем и водою. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко искусил еси ны Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро** То есть, попустил Ты нам потерпеть сие с тем намерением, чтобы всем показать истинное наше благочестие. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро** **Яко искусил ны ecи, Боже** Сии слова произносятся со стороны любящих добродетель и праведных евреев, каковы: Даниил, три отроки и подобные им, где исчисляются виды наказания, которыми они испытаны были в изгнании; Ты, говорит, Господи, испытал нас искушениями, чтоб узнать, имеем ли мы веру в Тебя и терпение. **Разжегл ны ecи, якоже разжизается сребро** Это сказывается об усиленном в семь крат пламени пещи, в которую брошены были три отроки, впрочем можно разуметь и об огне и пламени скорбей, как сребро очищающем скорбящих. //Феодорита//: То же самое сказано и от лица страстотерпцев, пострадавших по временам за Христа. //Исихий//: Желая показать всем неподдельность нашего благочестия, Ты попустил нам испытать сие. Ибо блажен муж, который подвергается искушению; ибо быв искушен, он получит венец жизни. Иезекииль от лица Божия: Сын человеческий! вот сделался для меня дом Израилев весь смешанный с медью, железом, оловом и свинцом. Посему так говорит: где соберу и солью вас и сольетесь посреди его, как сливается сребро в пещи [[old:iez:22:18|(Иез. 22,18)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 10-12 **Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Ввел ны еси в сеть, положил еси скорби на хребте нашем. Возвел еси человеки на главы нашя: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой** Из сей связи слов ясно открывается различие и тяжесть бедствия коим подвержена была Иудейская церковь. Пророк, употребляя подобие разжженнаго сребра, явно изображает, что она многажды искушаема была, якоже и сребро не единожды влагается во огнь. То же самое изображает, когда говорит: **ввел ны еси в сеть, возвел еси человеки на главы наша; и проидохом сквозе огнь и воду**. А когда говорит, **положил еси скорби на хребте нашем**, тем увеличивает слово, реченное о **сети**. Ибо разумеет, что сверх уз и цепей, коими аки сетьми бедные Иудеане связуемы были в темницах, претерпели еще и тяжкия на теле раны от мучителей своих. Чрез **огнь и воду** без сомнения разумеет многоразличныя страдания, дабы показать, что не осталось ни одного такого бедствия, которым бы Бог не искусил Свою церковь, дабы очистить от греха, и потом явить милость. Ибо две сии стихии, то есть, **огнь и вода**, как к содержанию жизни человеческия служат, так равно и к отъятию оныя. Следующия за сим слова, **и извел ны еси в покой**, означают то, что Бог хотя и тяжко иногда наказывает рабов Своих, однако страдания их всегда увенчавает благополучным и радостным концем. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-12 **Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Ввел ны еси в сеть, положил еси скорби на хребте нашем. Возвел еси человеки на главы нашя: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой** //и сейчас, хотя и послал на него сильного врага, но не лишил свободы// Описание образное недавней осады Иерусалима ассириянами, когда евреи находились - в "огне" (образ силы бедствий) и в "воде" (символ обилия бедствий), но от всех их Господь избавил. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 10–12 **Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. ввел ны еси в сеть, положил еси скорби на хребте нашем, возвел еси человеки на главы наша, проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой** Изречениями этих стихов псалмопевец изобразил те бедствия, какие, по допущению Божию, претерпевал народ еврейский по разделении, по смерти Соломона, одного народа на два царства – Иудейское и Израильское. Последнее вскоре по разделении совращено было в идолопоклонство, которое поддерживали в народе израильском все нечестивые цари его в продолжение всего периода существования этого отдельного царства (257 лет). Господь Бог за это нечестие неоднократно подвергал народ и его землю различным наказаниям, как, например, нападениям со стороны внешних врагов, внутренним кровопролитным междоусобиям, бездождию и голоду, и проч. И наконец подверг его конечному разорению от руки Салманассара, царя ассирийского, который разрушил Самарию и другие израильские города, заключил царя Осию в оковы, а всех израильтян отвел в ассирийские области и рассеял за Евфратом. Немногим рознилось нравственно-религиозное, а с ним вместе и политическое состояние народа и в царстве Иудейском. Из 16 царей сего царства, восходивших на престол Давида, их родоначальника, только третья часть достойна была своего великого предка; прочие же были преданы нечестию и идолопоклонству. Царствование последних по большей части было кратковременно и сопровождалось несчастиями, как для них самих, так и для народа. Нечестие сих царей и развращение всего народа было причиною гибели царства Иудейского. Навуходоносор, царь вавилонский, разрушил Иерусалим и отвел весь народ иудейский в плен, в страну Вавилонскую. Благочестивый царь Езекия, испытавший немало бед в свое царствование, хотя не был очевидцем последнего, самого ужасного бедствия народа своего, но он мог предвидеть его, судя по политическим отношениям ассирийских и халдейских царей к Иудейскому царству и по предсказаниям современных ему пророков (Исайи, Михея и др.) о судьбе этого царства. Вот это-то бедственное состояние народа еврейского и изобразил псалмопевец (по всей вероятности, сам Езекия) в стихах 10–12 этого псалма, и изобразил теми же чертами, какими оно изображается у пророков и других псалмопевцев. «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляется серебро (также и у [[old:iez:22:22|Иез. 22:22]]). Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши (также и у [[old:iez:19:08|Иез. 19:8–9]]). Посадил человека на главу нашу (и у [[old:is:51:23|Ис. 51:23]], и в [[old:ps:128:03|Пс. 128:3]]). Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу (и у [[old:is:43:02|Ис. 43:2]])». Словами: **возвел еси человеки на главы наша** указывается на обычай древних царей – после победы над врагами наступать на главы или на шеи побежденных, как об этом говорится в книге Иисуса Навина [[old:nav:10:24|(Нав. 10:24)]]. В таинственном смысле, по словам св. Афанасия и Кирилла, вообще в словах рассматриваемых стихов говорится от лица апостолов о различных скорбях, понесенных ими за евангельскую проповедь, после которых они, за все подвиги терпения, наследовали вечный покой [7, с. 498]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]