[<10>] ====== Толкования на Пс. 65:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Всесожжения тучна вознесу Тебе с кадилом, и овны, вознесу Тебе волы с козлы** **Всесожжения тучна вознесу Тебе.** С готовностью освящу Тебе все, что учредил Ты приносить. **Тучными** же называет жертвы упитанные, потому что и Закон повелевал приносить жертвы непорочные и совершенные. И пророк Малахия предает проклятью тех, которые, имея таковые жертвы, приносят в жертву животных увечных ([[old:mal:01:07|Мал. 1,7-8]]). Это было началом бедствий и для Каина. Чрез это и мы научаемся чествовать Бога тем, что имеем у себя драгоценнейшего. **Вознесу Тебе волы с козлы.** Все это, как сказал я, и всесожжения, и волов, и козлов, которых обещал воздать Богу, понимать должно духовно. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Всесожжения тучна вознесу Тебе с кадилом, и овны, вознесу Тебе волы с козлы** Что надлежит приносить Тебе в жертву, то и принесу с усердием. Тучными назвал упитанных и утучневших животных. Ибо так и закон повелевал приносить в жертву животных непорочных и совершенных. Пророк Малахия проклинает тех, которые имеют у себя таковых животных, а в жертву приносят увечных. Это было началом бед и для Каина. И мы научаемся из сего чествовать Бога тем, что имеем у себя драгоценнейшаго. ===== Евфимий Зигабен ===== **Всесожжения тучна вознесу Тебе с кадилом, и овны, вознесу Тебе волы с козлы** **Всесожжения тучна вознесу Тебе** Я, говорит, освобожденный народ, стану приносить Тебе всесожжения, не какие-нибудь, но жирные, или тучные, а под таковыми всесожжениями разумеются совершенные и во всем благоугодные Богу добродетельные действия. Слова //Феодорита//: Тучными назвал хорошо откормленные и жирные. Ибо и закон повелевает, чтоб были непорочные и совершенные; и пророк Малахия проклинает имеющих таковые, а приносящих с недостатками: проклят, говорит, кто был в состоянии и имел в стаде своем мужеского пола; и, когда был на нем обет, он приносил в жертву Господу растленное [[old:mal:01:14|(Мал. 1,14)]]; также: и приносимы были похищенные и хромые и страдавшие чем либо (там же [[old:mal:01:13|13]]). Такова (жертва) была началом стольких зол и для Каина. Из сего научаемся и мы почитать Бога тем, что у нас дороже. Слова //Афанасия//: Войду в дом Твой, то есть, небесный, со веесожжениями, то есть не чувственными, а мысленными. Ибо апостолы (и мученики) всецело возложили себя в честь Богу на подобие всесожжений. Слова //Феодорита//: Всесожжениями называет всех мучеников, ибо они всецело сожгли себя, и именно: души чрез добродетели, а тела чрез мучения. Сих церковь приносит, как тучных, то есть, сильных и здоровых, так что они презирали муки и посмеивались мучителям. **С кадилом и овны, вознесу Тебе волы с козлы** В историческом смысле буквально все означенные роды жертв, курения ладаном, овны и рождающиеся зимою козлы приносимы были Богу. В высшем смысле благовонные курения составляют благовоние, издаваемое чистою душею; овны—владычественные помыслы души, бодущие и воюющие против страстей; волы суть произведенные действия телесные, так как волы суть делатели земли, и тело также взято из земли и действует около земли; козлы суть приносимые за грехи молитвы, подобно тому как и в древнем законе козел был приносим за грехи. Итак, чувственно и умственно освобожденный еврейский и языческий народ говорит, что я принесу Тебе, Господи, все сие за освобождение меня от рабства видимым и невидимым врагам. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Всесожжения тучна вознесу тебе с кадилом, и овны, вознесу тебе волы с козлы** Известно, на какой конец повелел Бог в Ветхом Завете приносить Себе благодарственныя жертвы. Намерение Его состояло в том, дабы люди ведали, что они грехами своими оскверняются, а чрез то оскверняют и хвалы, должныя Богу, ежели не будут освящены отинуду. Мы какое бы желание не возимели хвалить Божие имя, но нечистыми устами осквернили бы оное, ежели бы Христос не освятил нас, принесши Себя единожды в жертву. Почему и хвалы наши, которыя приносим Богу, чрез Него бывают приятны Ему, как научает Апостол[[new:evr:10:07| (Евр. 10:7]] и [[new:evr:10:08|след.)]]. Курение **всесожжения тучна**, которое одобряет здесь Пророк, ничего кроме тяжкаго и противнаго запаха, восходящаго к небу, в себе не имело: но поелику оно прообразовало Христа, то и **овны**, и **волы**, и другия жертвы приятную воню испускали пред Богом. Ныне, по уничтожении законных теней, занимает у нас место духовная истина, которую Пророк в следующем [[old:ps:065:16|16 стихе]] изображает, где он представляет себя проповедником Божиих благодеяний. На сем основании и ветхозаветные обряды были установлены; ибо иначе суетна была бы внешняя их пышность. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Всесожжения тучна вознесу тебе с кадилом, и овны, вознесу тебе волы с козлы** Принесение Богу в жертву овнов, волов и козлов существовало от самого начала бытия рода человеческого, а затем установлено было и Законом Божиим, данным чрез Моисея. Посему псалмопевец, в благодарность Богу за избавление от бед, решается исполнить в точности то, что предписано Законом. «Я с усердием, – говорит блж Феодорит в изъяснение этих слов псалмопевца, – принесу то, что надлежит приносить Тебе, Господи, в жертву. **Тучными** назвал упитанных и утучневших животных. Ибо так и Закон повелевал приносить в жертву животных непорочных и совершенных. Пророк Малахия проклинает тех, которые имеют у себя таковых животных, а в жертву приносят увечных [[old:mal:01:14|(Мал. 1:14)]]. Это было началом бед и для Каина. И мы научаемся чествовать Бога тем, что имеем у себя драгоценнейшего» [6, с. 300]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]