[<10>] ====== Толкования на Пс. 65:17 ====== ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **К Нему усты моими воззвах, и вознесох под языком моим** А //Симмах// перевел так: Его призвал устами моими, и немедленно вознесся язык мой. Ибо как скоро принес моление, получил я просимое, и исполнившись веселия подвиг язык к благодарственному песнопению. ===== Евфимий Зигабен ===== **К нему усты моими воззвах, и вознесох под языком моим** Я, говорит, воззвал устами моими к Богу и вознес (подразумевается голос мой, призывавший Его на заступление и помощь мне). Здесь должно заметить, что предлог: под, поставлен вместо: на, то есть я вознес голос мой на языке моем. Так должно понимать и следующие слова: под языком его труд и болезнь [[old:ps:009:28|(Псал. 9,28)]], вместо: на языке его; также: яд аспида под губами их [[old:ps:139:03|(Псал. 139,3)]], то есть: на губах их, и другие подобные. Слова //Златоуста//: Что значит к Нему я воззвал? Здесь говорит о внутреннем и сильном вопле, который рождается от разжженного сердца. Ибо как вопиющий истощает всю свою силу, так и взывающий от сердца собирает весь ум. И к Нему должно вопить. Есть много таких, которые устами вопиют к Богу, а сердца не чувствуют силы слов. Таковые не молятся Богу. Ибо не какие нибудь молитвенные слова приносят пользу, но с пламенным расположением воссылаемые. Фарисей оный к себе молился, а не к Богу, ибо молитва его возвращалась к нему, как произносимая во грехе гордости. //Феодорита//: Тотчас вознесся язык мой, ибо как только я принес молитву, вдруг получил по прошению, почему исполнившись веселия, я подвинул язык к благодарной хвале. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 17-19 **К нему усты моими воззвах, и вознесох под языком моим. Неправду аще узрех в сердцы моем, да не услышит мене Господь. Сего ради услыша мя Бог, внят гласу моления моего** Понеже сказал: //повем вам//, //елика сотвори// **Бог** //души моей//, сего ради проповедует, какой собрал плод от обетов своих, и исчисляет благодатные дары, сообщенные **Богом**. И во-первых, глаголет: **к Нему усты моими воззвах**. Аки бы сказал: сие //сотворил// **Господь** //души моей//, даровал мне веру и вдохнул охоту к молитве. Посредством сего дара познал я бедность мою, познал и благодетеля, к которому прибегать должен был. К сему присовокупляет другое благодеяние: **и вознесох под языком моим**, то есть, научился не токмо молиться, но и хвалить **Бога**, и за оказанныя благодеяния благодарить и прославлять Его не токмо явно, но и тайно. Ибо как прилично заметил //Августин//, может быть, для того сказано, //под языком//, дабы знали мы, что праведный муж имел обычай превозносить **Бога**, вещая **языком** не токмо во уши людей, но и **под языком**, то есть; беседуя един на едине ко ушесам самого **Бога**. За сим присовокупляет третие: **неправду аще узрех в сердце моем, да не услышит мене Господь**. Зреть неправду в сердце не что иное есть, как в тайне сердца любить грех, или взирать на неправду с вожделением, как сказано во Евангелии: //иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем// [[new:mf:05:28|(Мф. 5:28)]]. Ибо хотя многие находятся такие, которые, по-видимому, и словами и делами ненавидят грех, да еще и укоряют, и наказывают согрешающих: однако сами во внутренности сердца, где никто не видит, что делается, со услаждением взирают на неправду, и ежели бы могли без наказания сделать неправду, то непременно сделали бы. Таковых людей не слушает **Господь**, но слушает таких, кои от прямаго сердца ненавидят неправду, а ежели иногда и согрешают, то грехи свои признают, и ищут врача, дабы исцелиться могли. А понеже таков был Давид, убо прилично присовокупляет: **сего ради услыша мя Бог, внят гласу моления моего**. Когда утвердительно глаголет, что **Бог** услышал молитвы его, то отсюду заключить можно, что и наши молитвы не тщетны будут, ежели только от искренняго сердца будем искать **Бога**, и удаляться неправды. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** К Нему усты моими воззвах, и вознесох под языком моим** **И вознесох над языком** – под моим языком было возношение, т.е. когда возносил молитвы к Богу, то внутренне уже был уверен, что буду услышан, на что у меня под языком уже была готова благодарственная песнь. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **К нему усты моими воззвах, и вознесох под языком моим** **И вознесох под языком моим.** Думаю, что //под// внесено напрасно переписчиками; **и вознесох язык мой** - сильно заговорил. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **К нему усты моими воззвах, и вознесох под языком моим** Молитва, произнесенная Езекией в храме пред Господом, была исповеданием Его величия и истинности (см. [[old:4ts:19:15|4 Цар XIX:15-19]]). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 17–19 **К Нему усты моими воззвах, и вознесох под языком моим. Неправду аще узрех в сердце моем, да не услышит мене Господь. Сего ради услыша мя Бог, внят гласу моления моего** Здесь псалмопевец высказывает о тех благодеяниях, какие оказал ему Бог, и прежде всего говорит об устной молитве своей, которую скоро услышал Господь: **к Нему устны моими воззвах**. Как бы так сказал: вот что сотворил Господь душе моей: даровал мне веру в силу молитвы и самую расположенность к молитве; в молитвенном подвиге я познал свое ничтожество пред Богом, а с другой стороны, силу и величие Благодетеля всех Бога, к Которому я должен прибегать за помощью. Тут же научился не только молиться, но и хвалить Бога, превозносить Его (**и вознесох Его**), за оказанные милости и благодеяния благодарить и прославлять Его. Выражение **под языком моим** значит то же, что «на языке моем», или «языком моим»; оно указывает еще на то, что праведный муж имел обычай прославлять Бога наедине, как бы всегда имея под языком готовую хвалу Богу. Под **неправдою в сердце** разумеется какой-либо тайный грех или расположенность ко греху, подобная той, о которой Христос Господь говорит в Евангелии [[new:mf:05:28|(Мф. 5:28)]]. Такая расположенность или тайное вожделение греховное, свойственна бывает многим людям, внешне благочестивым и ненавидящим грех. От других людей такая неправда может быть сокрыта, но не от Бога, ведающего все тайны сердечные и воздающего за нее явно [[new:mf:06:18|(Мф. 6:18)]]. Если бы такую неправду увидел я в сердце моем, говорит псалмопевец, если бы она оказалась в нем, то не услышал бы меня Господь. Но Бог услышал меня, узрев меня чистым от тайного беззакония, Он внял гласу моления моего. Из этого можно заключить, что и наши молитвы будут услышаны Богом, если только будем возносить их от искреннего сердца и удаляться от неправды. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]