[<10>] ====== Толкования на Пс. 66:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, в песнех, псалом Давиду** //Содержание:// И здесь опять вводится лице Апостолов, которые преподают учение язычникам и молятся об избавлении от прекословящих учению их. Посему, псалом этот сходен с предыдущим, потому что собственно говорит о благословении посвящаемого Богу, и вся почти молитва эта находится в книге Судей. Посему, так как это должно исполниться, то после пророчества о возвращении проповедует вочеловечение и пришествие Божие, а также спасение язычников. В надписании же сказано: **в песнех**, потому что быть песнословимым принадлежит Богу, а людям свойственно украшаться похвалами. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В конец, в песнех, псалом песни Давиду** См. Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец, в песнех, псалом песни Давиду** Мысль сего псалма ясна, и для истолкования онаго нет нужды в многих словах. Ибо возвещает вочеловечение и спасительное пришествие Бога Слова, а также спасение всех народов. ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец, в песнех. Псалом песни, Давиду** Настоящий псалом надписывается «в конец», потому что, как изъясняет //Феодорит//, он пророчествует о вочеловечении Бога—Слова, конечное исполнение которого Давид советует иметь в виду читателям сего псалма; в «песнех», повелевает им воспевать Бога—Слово. А что значит: «псалом песни», мы уже изъяснили в 9-й главе предисловия. Слова //Афанасия//: Снова и здесь лице Апостолов, при преподании учения народам, молится об избавлении от пререкающих учению их. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В конец, в песнех, псалом песни Давиду** Налписание: в Еврейском тексте: Начальному певцу на мусикийском бряцательном орудии негиноф. Содержание: Давид молится о благосостоянии Иудейския церкви, и просит Бога, дабы Он не токмо сохранил ее непоколебиму, но и распространил пределы ея новым приращением. Притом пророчествует о пришествии Мессии, и молится, дабы и прочие народы познали истиннаго Бога. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **В конец, в песнех, псалом песни Давиду** Новейшие толковники ближайший повод происхождения этого псалма указывают в словах: //земля даде плод свой//; необычайно богатая жатва напомнила псалмопевцу о всеобще ожидаемом плодородии внешней природы во времена Мессии (ср. [[old:ps:071:16|Пс. 71:16;]] [[old:ps:084:12|84:12.]] [[old:is:65:start|Ис. 65]] и д. [[old:os:02:18|Ос. 2:18.]] [[old:iol:03:start|Иоиль 3]] и др.) и затем об обращении всех народов; с пришествием Мессии ожидали, что благословение Его излиется как на внешнюю природу, так и на языческие народы, которые тогда присоединятся к народу Божию и богослужению Иегове [[old:is:60:start|(Ис. 60]] и д. [[old:mih:04:start|Мих. 4]] и д.). И вот в нашем псалме псалмопевец молит о благословениях мессианского времени [[old:ps:066:02|(ст. 2)]] и потом о распространении истинного богопознания и между язычниками. Но нам думается, что эта обильная жатва, если бы она действительно послужила ближайшим поводом к написанию этого псалма, не только вкоротке и между прочим упомянута была бы [[old:ps:066:07|(ст. 7)]]; напротив можно думать, что для псалмопевца главное составляло обращение язычников и оно-то дало повод упомянуть между прочим и о преобразовании внешней природы, которого он ожидал как следствия преобразования людей. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, в песнех, псалом песни Давиду** В еврейской Библии псалом в надписании не имеет имени автора; Семьдесят же и Вульгата указывают Давида. Связь содержания этого псалма с предыдущим в самом тоне хвалебно-торжественном, равно как приглашение всех народов к прославлению Бога, одинаково находящееся в обоих псалмах, да и самое сходство содержания с обстоятельствами жизни Езекии, когда он после чудесного избавления от ассириян ([[old:ps:066:05|ст. 5-6]]), получил через пророка Исаию обетования великого урожая ([[old:ps:066:07|7]] ст. см. пр. [[old:is:37:30|Ис XXXVII:30]]), все это заставляет считать писателем псалма царя Езекию или кого-либо из его современников, воспевавших Господа именем царя. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, в песнех, псалом песни Давиду** Слово **в конец**, кроме того значения, какое ему дается во всех прочих псалмах переводом с еврейского («начальнику хора»), имеет здесь и ту мысль, что оно указывает на конец закона, который есть Христос Господь, Которому принадлежит вечное прославление Его в песнех, или песнопениях. Выражение **псалом песни** означает пение псалма, соединенное с музыкой, или такое песнопение, которое, начинаясь аккомпанементом музыки, сопровождается хоровым пением, когда сердечные чувства человека, в честь и славу Божию, изливаются совокупно в пении и музыкальных звуках. Этот псалом песни Давиду внушен Духом Святым: в нем псалмопевец молит Бога о благословениях, которые должны излиться на землю с пришествием Мессии – Христа, и потом о распространении истинного богопознания и между язычниками – молит, чтобы все язы́цы познали путь Господень, т.е. все домостроительство спасения рода человеческого, уготованное чрез Сына Божия, Спасителя миру, чтобы уверовали в Него и с радостью исповедали святое имя Божие [[old:ps:066:02|(ст. 2–5)]]. Затем он выражает горячее желание, чтобы это время, когда все народы, соединившись под праведным господством Мессии, будут единодушно прославлять Господа, скорее наступило: пророческим взором он уже и видит землю – внешнюю природу – прославленной и благословенной, как во времена Мессии [[old:ps:066:06|(ст. 6–7)]], и в заключение снова молит о мессианском благословении [[old:ps:066:08|(ст. 8)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]