[<10>] ====== Толкования на Пс. 66:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице твое на ны и помилуй ны** **Боже, ущедри ны и благослови ны.** Испрашиваем щедрот Твоих, Владыко, и явления лица Твоего, чтобы прийти нам в состояние проповедать всем народам явственный путь святого Евангелия Твоего, потому что //спасением// везде называет пришествие Его. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице твое на ны и помилуй ны** Не дай Бог, чтобы Господь оставил кого вконец: исчезает такой человек, как дым; как по милости Божией мы существуем, так из-за гнева Его мы можем сделаться как ничто, даже хуже. Поэтому необходимо, чтобы Господь всесильный и праведный не помрачал на нас лица Своего, но продолжал к нам милости Свои (**помилуй ны**) – в Своем благословении, в Своих отеческих щедротах (**Боже, ущедри ны и благослови ны**). **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Боже, ущедри ны и благослови ны: просвети лице Твое на ны, и помилуй ны** Духовными очами узрев будущее Божественным пришествием спасение всех человеков, Пророк молится, чтобы наступило оно, как можно скорее, и все мы воспользовались происходяшим от сего благословением. Потом яснее показывает сие в присовокупляемых словах. ===== Евфимий Зигабен ===== **Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице твое на ны и помилуй ны** **Боже, ущедри ны и благослови ны** Предузнав чрез духа таинство вочеловечения Христова, Давид сими словами просит о исполнении его, и во первых молится о помиловании человеческого естества, которое жестоко было мучимо злым диаволом; во вторых—о благословении, то есть, освящении оного. А сколь много значит благословение, смотри о том в [[old:ps:020:07|20]]-м псалме изъяснение слов: ибо Ты дашь благословение во век века. **Просвети **(яви)** лице Твое на ны и помилуй ны** Лице Отца— Сын: ибо кто видел, говорит, Меня, тот видел Отца [[new:in:14:09|(Иоан. 14,9)]]. В желательном наклонении сказано: яви, вместо того, чтобы сказать: о если бы Ты, то есть, Сын, явил лице Отца нам, находящимся на земли, чрез божественное свое вочеловечение! Или и Христово лице по плоти, то есть, Сам Христос, названный так пространнее. Речение: помилуй, значит то же, что: ущедри. А говорит одно и то же дважды от великого желания достигнуть того, чего просит. //Евсевий// говорит, что священникам иудейским был дан закон благословлять народ, как написано в книге: и сказал Бог Моисею следующее: скажи Аарону и сынам его говоря: так благословите сынов израильских сими словами: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да явит Господь лице свое на тебе и благословит тебя! да обратит Господь лице свое на тебя и даст тебе мир! И положат имя Мое на сынах израилевых; и Я—Господь благословлю их [[old:chis:06:22|(Числ. 6,22)]]. Слова //Афанасия//: В твоих щедротах, говорит, Владыко, и в явлении лица Твоего мы имеем нужду, чтобы могли проповедать явный путь святого Твоего Евангелия всем народам, ибо спасением называет пришествие Его. Слова //Кирилла//: Бог и Отец показал нам лице свое, т. е. Сына, Который есть образ и начертание существа Его. Так Он сам ясно сказал: Кто видел Меня, видел Отца. //Исихия//: Предузнав о явлении Спасителя, Он просит, чтоб оно скорее исполнилось, чтобы мы получили плод оного благословение. А является лице Творца всех исполняющее нас благословения и щедрот, когда явится нам начертание существа Его и явит Себя для достойных; поелику же Он есть образ Бога невидимого, то приходящий к Нему с чистым умом видит Отца (в изд. Своде). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице твое на ны и помилуй ны** Понеже ведал просвещаемый Духом Святым Пророк, что благословение, которое имел сообщить грядущий Мессия, относится ко всему человеческому роду, сего ради вообще глаголет: **Боже, ущедри ны и благослови ны**! Впрочем, особенно просит его Иудеянам, яко сынам перворожденным. Ибо так сам Бог наименовал их: //сын мой первенец Израиль// [[old:ish:04:22|(Исх. 4:22)]]. Просвещение лица Божия, о котором молится, Пророк, имеет различныя знаменования. Бог, во-первых, просвещает **лице** Свое на нас, когда, по удалении облаков гнева Своего, светлым оком взирает на нас, яко на сынов, яко на друзей, яко на присных, находящихся в милости. Во-вторых, просвещает **лице** Свое на нас, когда осиявает и согревает нас, изливая в мысли мудрость, а в сердце любовь, как обыкновенно творит чувственное светило сие, которое мы называем солнцем, когда оно не закрывается облаками. В-третьих, наконец, просвещает Бог **лице** Свое на нас, когда творит, дабы мы взирали на Него не иначе как бы отнявши завесу. Сие соделал Он наипаче тогда, когда чрез таинственное воплощение //явился на земли, и с человеки поживе//, как сказано у пророка [[old:var:03:38|Вар. 3:38]]. Сего-то наипаче желает здесь святый Пророк, то есть, чтоб Бог, ежели не во образе Бога, то поне во образе человека явил нам **лице** Свое. Сего самаго и инде просит, глаголя: //седяй на Херувимех явися// пред Ефремом, и Вениамином, и Манассием [[old:ps:079:02|(Пс. 79:2)]]. А понеже таковое явление есть дело милосердия Божия, сего ради молит и просит, глаголя: **Боже, ущедри ны, и благослови ны: просвети лице Твое на ны, и помилуй ны**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны** Псалмопевец молит Бога так явить Себя в милости своей, чтобы и язычники вследствие этого откровения Его уверовали в Него. Ст. 2 очевидно указывает на благословение Моисея [[old:chis:06:start|(Числ. 6]] и д.), но не мог быть приносим жрецом в скинии, так как при благословениях буквально произносились слова, указанные в Пятокнижии. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице твое на ны и помилуй ны** //Излей на нас, Господи, свои милости, чтобы все народы узнали Тебя и восхвалили// //"Свет"// - символ блага. //"Осветить лицем"// - обратить лице благоволения, ниспослать милость. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 2–3 **Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны: познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое** Изречениями этих стихов псалмопевец испрашивает у Бога милости для всех народов земных – того благословения Божия, которое низойдет с пришествием Мессии-Спасителя на землю, выражая моление свое теми словами, какими заповедано было Самим Богом, чрез Моисея, священникам благословлять народ [[old:chis:06:24|(Чис. 6:24–26)]]: Боже, будь милостив к нам и благослови нас; просвети лице Твое, т.е. воззри милостиво, озари светом Твоим; или: пошли нам Сына Твоего, Спасителя мира. **Познати на земли путь Твой**, т.е. чтобы населяющие землю научены были пути, который ведет к Тебе, и чтобы во всех языцех проповедано было спасение Твое. Ты Сам «//путь и истина и живот//» [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]], а потому **познать путь Твой** значит то же, что познать Тебя и посланного Тобою Иисуса Христа [[new:in:17:03|(Ин. 17:3)]], иметь веру в Тебя и чрез то получить вечное спасение [[new:mk:16:16|(Мк. 16:16)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]