[<10>] ====== Толкования на Пс. 66:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вcи** Здесь не простое тождесловие: напротив же того, слушатели возбуждаются этим к большему усердию. Как двукратно возбуждает народы к песнопению, так двукратно испрашивает им благословение, очевидно, по принятии уже и самого благословения. Или, поелику вследствие благословения не неведом им Сый над всеми Бог, напротив же того, приносят они уже Богу сладостнейший плод благочестия, то, если и мы приносим плод сей, т.е. упражнение в добродетели, явствует из сего, что и мы благословлены Тобою. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да исповедятся Тебе людие, Боже: да исповедятся Тебе людие вси** Пророк допустил не без намерения сие повторение, но чтобы усерднейшими соделать слушателей. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да исповедятся Тебе люди, Боже! да исповедятся Тебе людие вcи** Те же слова, которые Давид сказал выше, он говорит и здесь, чтобы чрез повторение слов сделать, как говорит //Феодорит Антиохийский//, народы усерднейшими и ревностнейшими в благодарении Богу. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Да исповедятся тебе людие, Боже, да исповедятся тебе людие вси** См. Толкование на [[old:ps:066:04#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 66:4]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 6–8 **Да исповедятся тебе людие, Боже, да исповедятся тебе людие вси. Земля даде плод свой: благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже: и да убоятся его вси концы земли** Многократным повторением слов: **да исповедятся Тебе людие, Боже**, – псалмопевец указывает не только на то, что все народы будут участниками спасительного богопознания, о чем сказано в 3-м стихе, но и на то, что они должны быть проповедниками столь великой и спасительной благодати Божией, каково пришествие на землю Сына Божия, для спасения всех людей [[new:tit:02:11|(Тит. 2:11)]]. Словами: **земля даде плод свой**, пророк-псалмопевец, предвидя будущее возвращение благословения Божия земле, от которой оно отнято было за грех Адама [[old:gen:03:17|(Быт. 3:17–18)]], говорит о нем как о событии совершившемся. С пришествием Спасителя на землю распространится истинное богопознание, все народы получат благословение Божие, которое распространится и на внешнюю природу, на самую землю, которая даст людям изобильный плод [[new:otkr:22:02|(Откр. 22:2)]]. И люди благословляют Бога ([[old:ps:033:02|Пс. 33:2]], [[old:ps:065:08|65:8]], [[old:ps:067:start|Пс. 67]] и др.), но они, по словам блж. Феодорита, «благословляя Бога, приносят Ему в дар одни слова, а делом не могут благотворить Ему, а Бог, благословляя, утверждает слова делом и благословляемым дарует обилие всяких благ» [6, с. 301–303], духовных и вещественных, небесных и земных. Троекратно повторяя слова: **благослови ны, Боже** [[old:ps:066:02|(ст. 2]], [[old:ps:066:07|7-8),]] – не указывает ли этим псалмопевец, как думают некоторые толковники (Евфимий Зигабен), на Святую Троицу и не выражает ли призывания к исповеданию Трех Лиц Божества? А последними словами: **да убоятся Его вси концы земли**, – не указывает ли опять на единство Божества в Святой Троице [7, с. 503]? Теми же словами, по изъяснению блж. Феодорита, научает еще, как должно удостоиться Божия благословения. «Кто благоговейно чтит законы Божии и страшится будущего суда, тот хранением оных угождает Богу; угождение же Богу приносит благословение» [6, с. 303]. **Концы земли** значит то же, что – «живущие в самых отдаленных пределах земли». **Да убоятся Господа Бога вси концы земли** – такое окончание псалма, по словам блж. Феодорита, внушает иметь страх Божий не только иудеям, но и всем человекам, и научает, что Бог наш есть Тот Самый, Который соделал спасение верующим [6, с. 303]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]