[<10>] ====== Толкования на Пс. 66:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Земля даде плод свой: благослови ны, Боже, Боже наш** **Земля даде плод свой,** то есть, земля мысленная, а плод ее — преспеяние в благочестии. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 7-8 **Земля даде плод свой: благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже: и да убоятся Его вси концы земли** **«Земля даде плод свой».** Ибо земнородные не незнают, уже над всеми сущаго Бога, Который, по словам Пророка: //«изобрете всяк путь хитрости, по сем на земли явися, и с человеки поживе»// ([[old:var:03:37|Вар.3:37–38]]), за что и приносят Ему сладчайший плод благочестия. **«Благослови ны Боже, Боже наш». «Благослови ны Боже».** Как двукратно возбуждал Пророк народы к песнопению, так двукратно испрашивает им благословение. Надлежит же знать, что благословляющие Бога люди приносят Ему в дар одни слова, на деле же не могут благотворить Ему; а Бог благословляя утверждает слова делом, и благословляемым дарует обилие всяких благ. Потом Пророк учит, как можно сподобиться Божия благословения. **«И да убоятся Его вси концы земли».** Кто благоговейно чтит законы Божии и страшится будущаго суда, тот хранением оных угождает Богу; угождение же Богу приносит благословение. Посему самое окончание псалма, не иудеям только, но всем человекам внушает иметь Божий страх, и научает, что Бог наш есть Тот Самый, Который соделал спасение верующих. Да постыдятх: я же злочестивые еретики, которые не исповедуют, что сам Бог от Бога, Единородный от Отца, превечный Сын в последние дни ради спасения человеческаго, как говорим, непреложно соделался Сыном человеческим. ===== Евфимий Зигабен ===== **Земля даде плод свой: благослови ны, Боже, Боже наш** **Земля даде плод свой** Вследствие благословения людей и земля принесет богатые плоды свои. Или плодом земли называет созданных из земли людей, которые посредством добродетельной жизни, и добровольного подвижничества, или через произвольную скорбь имели быть принесены Богу «как плодоношение». Или плодом земли называет Самого Христа, как имеющего тело земное. Слова //Афанасия//: Земля разумеется мысленная (каково сердце); а плод ее—успехи в благочестии. **Благослови ны, Боже, Боже наш** См. Толкование на [[old:ps:066:08|Пс. 66:8]] ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 7-8 **Земля даде плод свой: благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже: и да убоятся его вси концы земли** К вышереченным духовным благам присовокупляет и земная благая, показывая, что Бог и земными благословениями не оставляет тех, коих удостоивает благоволения Своего, дабы у них никакого недостатка не было в вещах, к содержанию жизни потребных. Отсюду заключает, что когда Бог отверзает руку Свою и исполняет нас благословением, то есть, изобилием всех благ, а наипаче духовных и небесных: то и мы взаимообразно, и все человеки, живущие во вселенней даже до последних **концев земли**, да боимся Бога страхом святым и сыновним, воздавая Ему дань повиновения и хвалы. Сия святая и приятная между Богом и нами взаимообразность да пребывает во веки. **Благослови ны, Боже, Боже наш: и да убоятся Его вси концы земли**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Земля даде плод свой: благослови ны, Боже, Боже наш** Пророческим взором он и видит уже землю – внешнюю природу – прославленною и благословенною, как во времена Мессии, и в заключение снова молит о Мессианском благословении. **Земля даде** – земля даст, пророк будущее видит уже исполнившимся. Находящаяся под проклятием земля еще не дает своего плода, т.е. такого, какой она должна приносить по своему назначению [[new:otkr:22:02|(Апок. 22:2)]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Земля даде плод свой: благослови ны, Боже, Боже наш** См. Толкование на [[old:ps:066:06#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 66:6]] [<10>]