[<10>] ====== Толкования на Пс. 67:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его** **Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.** Слово это выражает побуждение Бога произвести суд над нечистыми демонами; потому что пришествием Его демоны лишены власти мучительствовать над людьми. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его** В переводе Семидесяти речь сия произносится как желание и молитва, но по силе текста Еврейского может оная быть принята в более обширном и всеобщем смысле как сказание. Полный разум ее есть сей: "Как Моисей при воздвижении кивота Господня говорил: //востани Иегова и рассыплются врази Твои и побегут ненавидящие Тебя от лица Твоего//, так и мы (говорит Давид к Церкви Иудейской и Израильской), вознося тот же кивот Господень, исповедуем благотворное могущество присутствия Божия в Церкви. Когда только восстанет Бог, изыдет из покоя вечности Своей и явит Свое присутствие и вседействующую силу во времени, в избранном соборе истинных своих поклонников на земле, тогда враги Его могущества, которые //собирались вкупе на Господа и на Христа Его// [[old:ps:002:02|(Пс.2:2)]], дабы разрушить их Царство, разделятся и в намерениях, и в силах - расточатся; тогда ненавидящие Его истину, которым слово Царствия Его кажется юродством, не возмогут снести Его света, их обличающего, и побегут от лица Его". Хотя же таким образом Бог восставал и являлся многочастно и многообразно; впрочем, важнейшее и торжественнейшее восстание, прообразованное воздвижением кивота, есть то, когда кивот Божественного человечества Иисус Христова вместе //с завесою плоти// [[new:evr:10:20|(Евр.10:20)]], взимаясь от земли, предшествовал нам в горний Иерусалим, и в то же время враги Царства Христова и **ненавидящие** учение Его, начиная от стражей гроба Его, расточились. **//Объяснение псалма LXVII.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его** Время воскреснуть Тебе, Владыка, говорит Пророк, и совершить спасение человеков. Все полчище врагов немедленно обратится в бегство, разсеянное светом Твоего пришествия. Воскресением же, как говорили мы неоднократно, называет не только прекращение долготерпения, но и то, что Спаситель мира, прияв за нас вольную смерть, по трех днях воскрес. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его** **Да воскреснет **(восстанет)** Бог и расточатся врази Его** Поелику до пришествия Христова демоны господствовали над людьми, и ни ангел, ни человек не в состоянии был подать помощь порабощенным им людям, то посему Давид сими словами просит самого Создателя людей— Бога о подаянии помощи находившемуся под жестокою властью творений Его. При сем надобно прилично представлять Божие восстание, именно—как действие Божие в отношении к защите. Хотя здесь слово: да восстанет, а равно и другие слова имеют (на греческом языке) вид повеления, но они имеют значение желания—такого: о если бы Бог восстал и сделал отмщение! Под врагами же Божиими в собственном смысле разумеются демоны, как отступники и противники Его. Слова //Oригeнa//: Что касается до истины, то Бог непреложен и неизменен: но для нас Он иногда представляется сидящим, ибо не прилично Ему стоять пред судимым. Ибо книги открылись и судилище (Судья) село (сел). Для святого, к которому относятся слова: верующий в Меня не будет судим, Он и не сидит, а стоит, почему и говорит: А ты стань здесь со Мною [[old:vtor:05:31|(Вт. 5,31)]]. Для недостойного помощи не дремлющий спит; а когда он кается, Господь встает как бы от сна. //Феодорита//: Восстанием называет не только прекращение долготерпения, но и воскресение Спасителя мира чрез три дня после принятия за нас добровольной смерти. Так и мы обыкновенно возбуждаем слишком тихих судей к заботливости об обижаемых, прося их восстать и прекратить дерзость обидчиков. И //Афанасия//: Сии слова означают восстание Божие на осуждение нечистых демонов. Ибо явлением Его они прогнаны и лишились владычества над людьми. //Феодорита//: Как если, говорит, страшный и самый сильный вождь восстанет, то рассыпает всех врагов: так и для Господа невидимых сил довольно только восстать, чтоб низложить врагов. **И да бежат от лица Его ненавидящии Его** О когда бы, говорит, от лица Божия, то есть, от явления Его, не снося пришествия Его во плоти, бежали все питающие ненависть к Нему. Ибо где оказывается присутствие Бога, оттуда тотчас убегают враги Божии. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 2-3 **Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежат от лица его ненавидящии его. Яко изчезает дым, да изчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия** Сии слова полагает вместо предисловия, в котором предуведомляет, о каких вещах во псалме сем говорить намеревается. Сущность слов состоит в том, что хотя **Бог** на время и попускает нечестивым озлоблять **Его** церковь, однако наконец возстанет и отмстит им; и что для верных довольно находить защиту в **Его** помощи. Впрочем, слова сии взяты из четвертой книги Моисеевой, [[old:chis:10:34|Чис. 10:34]]. Он предписал употреблять сей образец молитвы при случае преношения кивота с места на место, дабы верные, взирая на сей священный залог, яко на видимый присутствия Божия знак, были благонадежны и спокойны. Аки бы сказал, что **Бог** не имеет нужды в великом приуготовлении для поражения врагов, ибо они в **Его** состоят власти,и что довольно для Него перст поднять, и всех их разсыпать. Зело утешительно и то, что враги, угнетающие церковь, нарицаются врагами **Бога**, Который, приняв нас под Свое покровительство, не иначе раздражается наносимыми нам обидами, как бы было раздражаемо собственное величество **Его**. Пророк еще лучшеи зображает, коль легко и удобно **Богу** разрушить все усилия врагов наших, употребляя следующее прекрасное подобие: **яко исчезает дым, тако исчезнут; и яко тает воск от лица огня, тако погибнут**. Нам почти не вероятно кажется, чтоб толикая сила, какую враги имеют иногда, вдруг исчезала и погибла. Но Дух Святый сим образом хотел исправить чрезмерную боязливость нашей плоти, аки бы сказал: враги ваши не имеют такой крепости, какую вы в них воображаете, они как **дым исчезают**; вы обманываетеся судя по видимому о крепости их, и не помышляя, что пред лицем Божиим и самыя горы, яко **воск**, растаивают. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его** Когда подымали ковчег завета для путешествия, Моисей всякий раз говорил: //восстани, Господи, и да рассыплются врази твои, и да бежат еси ненавидящие Тебе// [[old:chis:10:35|(Числ. 10:35)]]. Повторяя эти слова, составитель этого псалма, вероятно, при начале процессии, когда поднят был ковчег завета, молится, чтобы Бог и впредь так действовал по отношению к Своему народу, как Он действовал доселе, посрамлял врагов Своих и Своего народа, а Своему народу доставил благодатное утешение. С преднесением ковчега завета в войнах Давида многие враги были уже побеждены, но еще некоторые оставались непобежденными и угрожали нападением на Иудею; отсюда его молитва, соединенная с благодарностию за полученные победы. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежат от лица его ненавидящии его** //Да восстанет Бог и рассеет врагов, как дым. Праведники же да возрадуются// //"Да восстанет Бог"//. Здесь разумеется обычай древних евреев брать в своих военных походах Ковчег Завета. Последний воодушевлял евреев, так как на нем присутствовал сам Бог, а потому Он являлся как бы военачальником, предводителем народа. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица его ненавидящии Его** Когда подымали евреи ковчег Завета для путешествия по пустыне, Моисей всякий раз говорил: «//Востани, Господи, и да рассыплются врази Твои, и да бежат вси ненавидящии Тебе//» [[old:chis:10:35|(Чис. 10:35)]]. Повторяя почти буквально те же слова пророка Божия, псалмопевец – не кто иной, как царь Давид, – вероятно, при начале процессии, когда поднят был ковчег Завета, молился, чтобы Господь Бог и впредь так же действовал по отношению к Своему народу, как Он действовал доселе, посрамляя врагов Своих и Своего народа. Он как бы так говорит здесь: Бог не имеет нужды в великом приготовлении для поражения врагов; потому что они состоят в Его власти, и что довольно для Него поднять перст, и все они рассыплются. Враги же, о которых говорит здесь псалмопевец, суть те нечестивые противники Церкви Божией, которые «//собирались вкупе на Господа и на Христа Его//» [[old:ps:002:02|(Пс. 2:2)]], чтобы разрушить Их царство; они разделятся и в намерениях их и в силах, и ненавидящие истину Божию не возмогут терпеть Его света, их обличающего, и они побегут от лица Его. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]