[<10>] ====== Толкования на Пс. 67:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех** **Единомысленными** называет тех, которые Ему единому посвятили жизнь свою, и соделали ее чуждою всякого двоедушия и мирского пожелания. Посему, обещает таковым вселение в дому Его, небесном граде. **Изводя окованныя мужеством**. Это подобно сказанному сущим во узах: //изыдите, и сущим во тме: открыйтеся// [[old:is:49:09|(Ис. 49,9)]]. //Узами же и тьмою// называет служение демонам. **Такожде преогорчевающия живущия во гробех.** Говорит это, потому что и во ад //сошед проповеда// там //духовом противльшимся иногда// [[new:1pet:03:19|(1 Петр. 3,19-20)]]. Ибо //«преогорчевающия»// сказано вместо «преогорчившие». **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех** См. Толкование на [[old:ps:067:06#svt_filaret_drozdov|Пс. 67:6]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Бог вселяет единомышленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущия во гробех** Единомысленными называет Пророк тех, у которых одна цель, которые решились иметь попечение об одной только добродетели, и не предпочитают иногда одно, а иногда другое; Пророк говорит, что они вселяются в Божий дом. Окованными же именует обложенных узами греха, и о них предрекает, что, будучи разрешены от уз, сделаются мужественными. Таков был Матфей, таков Иаков Алфеев, таков Закхей; они, освободившись от уз неправды, весьма мужественно вступили в брань с оковавшим их. Но Пророк говорит, что не только окованных делает мужественными, но и тех, которые дошли до крайней степени злочестия и, как в смрадных гробах, вселяются в телах своих, вместе с первыми сподобит спасения. ===== Евфимий Зигабен ===== **Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех** **Бог вселяет единомысленныя в дом** Единомысленными Давид называет здесь праведных, так как праведники не имеют никакой двойной мысли и единения в лукавстве, имея одну мысль и одну цель — служение Богу. Итак, сих-то простых и единомысленных праведников Бог вселяет в дом свой, то есть, в небо, о каковом доме сказал Павел: что жилище получим от Бога на небесах, дом нерукотворенный и вечный. //Симмах//, вместо: единомысленных, перевел: одиноких, так как одиноких суть уединенные и от всего житейского обнажившиеся. Итак, сих-то одиноких вселяет Бог в жилище и отшельническую келью, по одиночке и в безмолвии; каковыми словами Давид пророчествует о монашеском и старческом житии. //Великий Василий// определяет, кто таков единомысленный. Единомысленный есть тот, кто всегда один и тот же; кто убегает мыслей всякого рода и многих, и кто любит истину, искренность, простоту; кто в деятельности и правой вере неразделен— одинаково мыслит и поступает; кто не имеет никакой двойственности лукавства. Таковы одномыслящие, которых и Господь обещается поселить в доме своем, то есть, в небесном граде. Климент, писатель сборника (на различные предметы), говорит, что это надобно разуметь о добрых и честных супружествах, имеющих единомыслие и согласие, то есть, что Бог поселяет таковые в одном доме. Слова //Феодорита//: Единомысленными называет имеющих одну цель и избравших для себя упражнение в одной добродетели и не желающих то того, то другого. //Афанасия//: Единомысленными называет возложивших только на Него одного свою жизнь и устранивших ее от всякого двоедушия и мирской похоти. //Акила// перевел: Посаждает единородных в доме, что изъясняя Евсевий говорит: Первый чин успевающих во Христе есть монашеский. Но таковы редки; почему Ахила назвал их единородными, уподобившимися Сыну Божию. Их же вселяет в дом, поставляет пребывать и жить в церкви. **Изводя окованныя **(с)** мужеством** Бог, говорит Давид, изводит, то есть, освобождает связанных узами грехов своих, или узами демонскими, каковы страсти, указывая сими словами на уверовавших из язычников. Христос освобождает их с мужеством, то есть, силою своего Божества, которое низлагает и побеждает владычествующего над ними диавола; или побеждает их и силою слов святого Евангелия. По словам //Афанасия//, это имеет сходство с следующим местом Исаии: Говорящего находящимся в узах: исходите, и сущим во тьме: откройтесь. А узы и тьма есть служение идолам и заключение в аде. **Такожде **(подобным образом)** и преогорчевающыя живущыя во гробех** Не только, говорит, Христос освобождает язычников от уз заблуждения, но и Иудеев, которых называет преогорчевающими, как назвал их такими и в [[old:ps:065:start|65-м]] псалме, по тем причинам, какие мы сказали там. По словам Дидима, слова сии могут заключать в себе пророчество о всемирном восстании мертвых, то есть, что Христос изведет из гробов всех окованных безжизненностью и смертью, как язычников, так и Иудеев. При чем выражение: «живущыя во гробех», есть изъяснение того, что все сии и язычники и иудеи, находящиеся во гробах, будут воскрешены. А именем гробов он указывает и на тех, которые умерщвлены огнем или водою, и всяким другим родом смерти. Слова //Феодорита//: Не только, говорит, окованных делает мужественными, но и дошедших до крайнего нечестия и, как в смрадных гробах, живущих в своих телах. Ибо и их вместе с теми удостоит спасения. //Евсeвий// слова: в мужестве, изъяснил так: и это Он сделал, взяв на себя образ мужа и в нем показав мужество. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех** См. Толкование на Пс. [[old:ps:067:05#arxiep_irinej_klementevskij|61:5]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех** **Единомысленныя**. Смысл: Бог даст одинокому, оставленному жилище, дом, семейство, след., печется о нем. Вульгата и Славянский разумеют одинаковый образ мыслей, одинаковые нравы и религию; иудеи в противоположность язычникам с их пестрыми религиями и обычаями являются **единомысленными**; им, как проповедующим, обещано Богом спокойное владение (**вселяет в дом**) землею Ханаанскою. **Такожде преогорчевающия**. Смысл: даже тех, которые огорчали часто Его и в наказание за это подпали смерти (**живущая во гробех**), Он спасает еще (изводит из гробов), если они обращаются. **Такожде**. Смысл: только упорные живут в пустыне. **Мужеством** – силою (т.е. выводит) – значит, впрочем, общий пир, общий стол для одиноких мужчин. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех** //Он освободил узников от оков, провел через пустыню до Синая// См. Толкование на [[old:ps:067:06#lopuxin_ap|Пс. 67:6]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех** См. Толкование на [[old:ps:067:06#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 67:6]] [<10>]