[<10>] ====== Толкования на Пс. 67:16 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 16-17 **Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете, горы усыренныя? гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца** **Гора Бoжия гора тучная.** **Горою** именует Церковь, называет же ее **тучною**, потому что души принадлежащих ей соделывает упитанными и умащенными. **Гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете горы усыренныя?** **Усыренное** значит напитанное млеком, то есть, простым словом учения, по сказанному: //млеком вы напоих, а не брашном// ([[new:1kor:03:02|1 Кор. 3,2]]). Посему упрекает предполагающих, что и еретические церкви могут быть усыренными, потому что нет в них ничего, что могло бы воспитать для духовного состояния. Поэтому, **вскую непщуете,** будто бы вне Церкви есть иные усыренные горы, а не одна паче сия гора, **юже благоволи Бог жити в ней?** А что живет Он в Церкви, это явствует из сказанного Им самим: //зде вселюся, яко изволих и// ([[old:ps:131:14|Пс. 131,14]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная** См. Толкование на [[old:ps:067:14#svt_filaret_drozdov|Пс. 67:14]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Гора Божия, гора тучная: гора усыренная, гора тучная** Названных животными, благовестниками, царями именует и горою. Так и Господь в священном Евангелии сказал: //«не может град укрытися верху горы стоя»// ([[new:mf:05:14|Мф.5:14]]). Так и Исаия взывает: //«будет в последняя дни явлена гора Господня»// ([[old:is:02:02|Ис.2:2]]). Называет же ее //«тучною»// и //«усыренною»//, как доставляющую обильное питание пасущимся на ней стадам, и приявшую много тука от Божественной благодати. ===== Евфимий Зигабен ===== **Гора Божия, гора тучная; гора усыренная **(сыру—подобная)**, гора тучная** Горою Божиею называет христианскую церковь: горою, как возвысившуюся над земными предметами и стремящуюся чрез деятельность и созерцание к небу; Божиею, как посвятившуюся Богу; тучною или полною масти, по причине богатства и тучности духовной пажити, обретающейся в церкви; сыру подобною, по твердости и непоколебимости церковного учения веры, так как и сыр есть сгущенное и не движущееся молоко. Далее вторично называет церковь тучною, по причине богатства дарований Святого Духа. Давид похваляет различными похвалами сии гору, то есть, церковь по причине находящегося в ней разнообразия духовных сил. Почти тоже самое говорит и божественный //Кирилл//, с прибавлением: Ибо в церкви нет ничего слабого, или текучего, но все скреплено благочестием. У //Феодорита// написано и следующее: не согрешит и тот, кто будет представлять горою, в которой вселился Бог, и Божию Матерь. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная** Здесь показывает главную причину Божиих к народу Израильскому благодеяний, понеже **гору** Сион избрал себе в жилище, откуду милость Божия как бы струями изливалася на весь народ. А как обетование сие дано было Давиду, то отсюду прилично доказывает о себе, что он есть законный и от Бога определенный царь, и что гора Сион особенным преимуществом почтена была. Два сии обстоятельства так между собою соединены были, что Давид сидя на царском престоле, народ управлял, а Бог имел на **горе** оной храм, Ему посвященный вместо жилища. Почему и нарицает **гору** сию **тучною**, **усыренною**, и пред прочими горами отличнейшею. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 16-17 **Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете, горы усыренныя? гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца** Величайшею милостию [[old:vtor:04:07|(Втор. 4:7)]] было, что Бог навеки поселился среди Своего народа в колене Иудовом (к которому принадлежит псалмопевец), на незначительном по природе Сионе, чрез что этот Сион стал замечательнейшею горою (**гора тучная**) и как бы предметом зависти для других гор. **Гора Божия гора тучная** (т.е. высокая гора, и потому величественный свидетель творческого Божия всемогущества; ср. [[old:ps:035:07|Пс. 35:7)]] есть Васанская гора; гора холмистая – гора Васанская; псалмопевец хочет сказать: конечно, горы Васанские величественнее Сиона, но как Бог избрал его, то вы с завистию на него посматриваете. **Вскую непщуете горы усыренныя?** т.е. зачем вы злобно думаете (или: за что считаете) вы, горы усыренныя? т.е. зачем посматриваете с завистью? **Гора, юже**: зачем вы, горы усыренные, злобно посматриваете на Сион и думаете, что есть более достойные горы служить местопребыванием Божиим? Этот Сион Богом избран в жилище и притом навсегда, и поэтому несправедливы всякие косые взгляды на него. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== С. 16-17 **Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете, горы усыренныя? гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца** //Тщетна зависть высоких гор Сиону, так как Господь на нем останется пребывать навсегда// Горой Божией писатель называет ту, которая сделалась местом постоянного присутствия Бога, в данном случае гору Сион. Давид называет ее усыренной и тучной не в том смысле, что она полна влаги и покрыта богатой зеленью, но тучной от присутствия на ней Кивота Завета, тучной по обильно находящейся на ней благодати, так что в этом случае может быть приравнена горе Васан, обильной влагой и пастбищами, но вместе с тем она и превосходит Васан, так как ее ценность не во внешней лишь влаге, а в духовном богатстве. Этой горе (Сиону) напрасно завидуют (//"завистливо смотрите"//) другие усыренные, разумеется, благодатью Божией (в согласии с [[old:ps:067:16|16]] ст.) горы, потому что гора Сион - та гора, на которой Господь вселится "вечно" - навсегда. Последнее выражение разъясняет причину негодования других гор, - именно - перенесение Кивота Завета на Сион, для постоянного там пребывания. Отсюда, под вторыми горами, завидующими первой, разумеются те местности, где ранее стоял Ковчег Завета, как, напр., Номва, Гаваон. Перенесение на Сион Кивота вызвало, очевидно, бесплодный ропот и недовольство жителей этих местностей на Давида за лишение их такой святыни. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 16–17 **Гора Божия, гора тучная, гора усыренныя, гора тучная. Вскую непщуете, горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца** Палестина, в которой жил и действовал Давид, представляет собою страну гористую, в ней совсем почти нет местностей называемых равнинами. Она вся состоит из гор, из которых каждая имеет свое название, а потому Давиду как поэту, восхваляющему всемогущего и дивного в делах Своих Бога, естественно было обратить внимание и на эти горы. Но одной из гор он отдает преимущество пред прочими, как такой, к которой особенно благоволит Господь и которую избрал Он в жилище Себе. Это гора Сион, на которой была скиния Божия и храм с кивотом Завета, **где благоволил жити Господь** Своею благодатию. Он называет эту гору **тучною**, потому что она изобилует дарами благодати Божией для верных чад Божиих; называет ее еще **усыренною** (от слова «сыр», т.е. сгущенное, затвердевшее молоко; **гора усыренная** значит «гора, сыру подобная») в том смысле, что она доставляет живущим на ней обильное питание, а потому – приятная и вожделенная. Впрочем, оба эти названия горы, равно как и самая гора, употреблены здесь не в буквальном, а в переносном, прообразовательном смысле. Под именем горы псалмопевец разумеет (согласно с пророком, см. [[old:is:03:02|Ис.3:2]]) Церковь христианскую, как возвышающуюся над предметами житейскими, земными и стремящуюся к небу. Она есть **гора Божия**, как посвященная Богу, **гора тучная**, как исполненная благодати Божией, **гора усыренная**, как бы подобная сыру по твердости и непоколебимости содержимого ею учения веры. И потому она, как Царство Божие, имеет преимущество пред царствами земными (горами тоже усыренными, но в ином смысле), которые как бы ни возвышались, сколько бы ни высокомудрствовали о себе и о презираемой ими Церкви Божией (**вскую непщуете, горы усыренныя**): но верные чада Церкви Христовой пребывают вполне довольны своим преимущественным званием чад Божиих и тем сознанием, что Бог **благоволил жит**и посреди их Своею благодатию и будет жить с ними «//до конца, до скончания века//» [[new:mf:28:20|(Мф. 28:20)]]. У блж. Феодорита под горою разумеется истинная Церковь Христова, а под холмистыми горами, **непщующими** гору Божию, – общества еретиков и неверующих, которые также именуют себя церквами [6, с. 310]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]