[<10>] ====== Толкования на Пс. 67:20 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 20-21 **Господь Бог благословен, благословен Господь день дне: поспешит нам Бог спасений наших. Бог наш Бог еже спасати: и Господня, Господня исходища смертная** **Господь Бог благословен, благословен Господь день дне.** По совершении великого дела возносит песнь Богу Апостольский лик. **Поспешит нам Бог спасений наших.** Ты, Владыко, отверзешь дверь слова, чтобы благоуспешен был для нас путь проповеди. **Бог наш Бог еже спасати: и Господня, Господня исходища смертная.** Ясно выражает уверенность свою, что доведенных до смерти за проповедь изведет победоносно, потому что Его суть **исходища смертная.** **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== Ст. 20-21 **Господь Бог благословен, благословен Господь день дне: поспешит нам Бог спасений наших. Бог наш Бог еже спасати: и Господня, Господня исходища смертная** Седьмое отделение славословия Давидова - заключение предыдущего: благодарение Богу Мессии за продолжение даров Святаго Духа и за победу над смертью. "**Благословен Господь**: все размышления о чудесах Божиих в Церкви должны оканчиваться, естественно, благодарением и восхищением". "**Со дня на день возлагает на нас**: единожды возложил тяжкое иго закона, но со дня на день возлагает благое и легкое иго Евангелия и те **дары**, которые воплощенный Сын Божий приял от Отца для человеков". "**Бог крепкий спасение наше**: раздаяние оных даров не имеет другого конца, как сообщение немощной твари силы Божией для достижения блаженства". "**Бог крепкий наш**: для сообщения нам спасительной силы Бог усвоил Себя нам чрез воплощение". "**Бог крепкий во спасение**: усугубление сей мысли и слова: спасение не только изображает непреложность спасения, но и некоторым гадательным образом указует на самое имя Спаситель - Иисус". "**Иегове Господу исходища смерти**: даруемое Им спасение относится не ко временному только благоденствию, но паче к вечному животу. Он имеет ключи ада и смерти" [[new:otkr:01:18|(Апок.1:18)]]. **//Объяснение псалма LXVII.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господь Бог благословен, благословен Господь день дне: поспешит нам Бог спасений наших** **«Господь Бог благословен, благословен Господь день дне».** Справедливо Пророк подвиг язык свой к песнопению. Показав столь великое человеколюбие, говорит он, Ты достоин всегда быть воспеваемым. **«Поспешит нам Бог спасений наших».** Кто даровал нам спасение, говорит Пророк, Тот уравняет и путь, чтобы не остаться нам не достигшими стольких благ. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь Бог благословен, благословен Господь день дне: поспешит нам Бог спасений наших** **Господь Бог благословен, благословен Господь день дне** (в каждый день) Здесь замечай, читатель, что Давид открывает таинство святыя Троицы. Ибо говорит: Господь и Бог и Господь. Так и Моисей сказал: Господь Бог наш, Господь один есть [[old:vtor:06:04|(Вт. 6,4)]]. Сказав, что Tpиипoстасный Бог должен быть хвалим и прославляем день в день, то есть, во весь день (ибо такое дополнение здесь подразумевается отвне), сказав, говорю, сие, Давид для уяснения темноты в сих выражениях, присовокупил: каждый день. Другие—выражение: в день, каждый день, принимают просто за выражение: день за днем, то есть, всегда, непрерывно, во все дни. **Поспешит нам Бог спасений наших** См. Толкование на [[old:ps:067:21|Пс. 67:21]] ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 20-21 **Господь Бог благословен, благословен Господь день дне: поспешит нам Бог спасений наших. Бог наш Бог еже спасати: и Господня, Господня исходища смертная** Пророк, исчисляя благодеяния Божии, так везде слова Свои соразмеряет, что никогда от одной цели не уклоняется, то есть, что церковь стоит непоколебима, будучи охраняема не другою какою-либо силою, но всегдашним покровительством Бога. Сего ради и здесь глаголет: **Господь Бог благословен, благословен Господь день от дне**. К сему присовокупляет: **поспешит нам Бог спасений наших**, показывая, что и спасение наше, и всякое временных благ довольство от единаго **Бога** зависит. Мысль сия в Еврейском тексте выражена так: **благословен Господь**, на всяк **день** обременяяй нас благими своими; аки бы сказал Давид, что Бог в подвиге благотворения Своего никогда не утруждается, но всегда новыми благами народ Свой преисполняет. Но как мысли человеческия весьма склонны к заблуждению, то сими словами налагает на них узду, содержа оныя под единым **Богом**. Впрочем, хотя спасение, приносимое Богом, относится без изъятия ко всем, но наипаче к избранным, понеже нечестивые неблагодарностию своею живот превращают в смерть. Не без причины положил и слово спасения в множественном числе, сказав: **Бог спасений наших**, дабы ведали мы, что Бог в готовности имеет безчисленные способы спасать людей, хотя бы обстояли нас тьмочисленныя смерти, так что ныне находяся в самых челюстях ада, заутра можем быть благонадежны. В сем же разуме должно брать и последний член, где сказано, что во власти того же Бога состоят **исходища смертная**, то есть, что **Бог** имеет многоразличные способы, коими рабов Своих изводит от смерти в живот. Сие изречение заметить должно, ибо оно научает нас, чтоб мы никогда не измеряли Божию помощь слабым понятием нашим: но хотя бы случилось нам погрязнуть во глубинах морских, то и тогда не должны отчаиваться, но уповать на **Бога**, Которому свойственно открывать путь ко спасению даже и там, где их совсем нет. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господь Бог благословен, благословен Господь день дне: поспешит нам Бог спасений наших** Да будет благословен этот всемогущий Бог, принимающий Свой народ таким милостивым образом, спасающий его из величайших опасностей и уничтожающий всех нечестивых его врагов, как это Он обещал делать. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-23 **Господь Бог благословен, благословен Господь день дне: поспешит нам Бог спасений наших. Бог наш Бог еже спасати: и Господня, Господня исходища смертная. Обаче Бог сокрушит главы врагов своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих. Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских** //Будем благословлять Господа, нашего спасителя, Который сокрушит всех своих врагов, куда бы они ни скрывались// Воспоминание о милостях Бога к евреям наполняет Давида благодарным и молитвенным чувством. Он приглашает восхвалять Бога изо дня в день и молит Бога и на будущее время не оставить своей милостью его народ, как и раньше Он посылал спасение при бедствиях и нападениях врагов. В руках Бога как жизнь, так и смерть. Последней не минует тот, кто является врагом Бога, потонувшим в своих грехах (//"волосатое темя закоснелого в своих беззакониях"//). Скрыться таким противникам Бога от Его всеведения и вездеприсутствия невозможно. Если бы они скрывались в Васане, на возвышенностях, поросших густыми лесами из породы дуба, куда обыкновенно убегали грабители и разбойники и где их трудно было разыскать, или, если бы враги Бога скрылись в глубине морской, то и оттуда Господь извлечет их, чтобы покарать. Врагов погибнет такое количество, что еврейские воины будут топтать их и псы лизать их кровь, так как трупы врагов не успеют предать погребению. Все это исполнится, так как это обетование дал евреям Сам Бог (//"сказал Господь"//). Вероятно поводом к такой картине гибели врагов еврейского народа послужила не только победа Давида над сиро-аммонитянами, но и предыдущие завоевания евреев, напр., во время И. Навина, когда и сам Васан сделался их достоянием. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 20–21 **Господь Бог благословен, благословен Господь день дне: поспешит нам Бог спасений наших. Бог наш Бог еже спасати: и Господня, Господня исходища смертная** **День дне** значит: «на всякий день, ежедневно». **Поспешит** значит: «споспешествует, поможет, посодействует». **Исходища** – «исход, источник»; выражение: **Господня исходища смертная** – с еврейского переведено так: «во власти Господа Вседержителя врата смерти». Благоговейные размышления о чудесах Божиих в Церкви Его, совершенных для народа Его, естественно должны оканчиваться благодарением и восхищением пред Творцом их. Так и пророк-псалмопевец изречениями настоящих стихов воздает достодолжное благодарение Господу Богу за все благодеяния Его и, пророчески созерцая будущее спасение людей чрез Мессию Христа, прославляет Его за подаяние даров Святого Духа (**даяния в человецех**) и за победу над смертию (**Господня исходища смертная**). Вторая половина 20-го стиха переведена с еврейского так: «Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас». Возложив однажды тяжкое иго Закона, Господь Бог со дня на день возлагает на нас благое и легкое иго Евангелия, вместе с тем Он споспешествует нам соделывать наше спасение теми дарами, которые воплощенный Сын Божий приял от Отца для человеков [[new:act:02:33|(Деян. 2:33]]; [[new:ef:04:08|Еф. 4:8)]]. И раздаяние тех даров имеет не иную цель, как сообщение нам, немощным, силы Божией для достижения блаженства. У Господа Бога всегда имеются в готовности бесчисленные способы спасать людей (**Он Бог спасений наших**… **Бог еже спасати**), и во власти Его состоят **исходища смертная**, т.е. Он имеет многоразличные средства изводить рабов Своих от смерти в живот, избавлять от всякой опасности внезапной смерти. Ему как Начальнику жизни и Победителю смерти и ада свойственно освобождать от смерти не только временной, но и вечной. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]