[<10>] ====== Толкования на Пс. 67:22 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Обаче Бог сокрушит главы врагов своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих** **Обаче Бог сокрушит главы врагов** его, то есть лика Апостолов, ибо избавит их, сокрушив главы врагов. Выражение же заимствовано от подобия змей, которые, когда нападают на человека, поражаемые в главу, сами погибают. Но речь эта имеет приложение и к начальникам народа иудейского. **Верх влас преходящих в прегрешениих своих.** **Верхом влас** называет опять главу, разумеет же, что сокрушит главы согрешающих нераскаянно. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== Ст. 22-24 **Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих. Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских: яко да омочится нога твоя в крови, язык пес твоих от враг от него** Восьмое отделение Давидова славословия: суд над язычеством и победа Церкви. **Верх власатый** означает или человека зверонравного, или главу многочисленного народа, как у Моисея (см.: [[old:vtor:32:42|Втор.32:42]]). **Васан**, сильнейшее из царств языческих, противоборствовавших Евреям на пути к земле обетованной (см.: [[old:vtor:03:01|Втор.3:1-5]]), может в настоящем случае означать язычество в отношении к его могуществу, или, по положению своему на восточной границе земли обетованной, - восточное язычество. **Морем** означаются народы запада и островов, или вообще народы в отношении к их многочисленности, как в Апокалипсисе (см.: [[new:otkr:12:12|Апок.12:12]]; [[new:otkr:17:15|17:15]]). **Кровопролитие** иногда означает победу над плотью и кровью, в брани духовной приобретаемую Кровию Агнца Христа. Так изображена победа самого Иисуса Христа, приобретенная посредством Его страданий, у Исаии (см.: [[old:is:63:01|Ис.63:1-6]]). По сим замечаниям значение слов пророческих открывается следующее: "Хотя цель и дух владычества Мессии есть //спасение// человеков //от смерти// и //пленение// самих //возмутителей// в послушание веры, но поелику Церковь Его всегда будет иметь //врагов//, то и Он всегда будет иметь необходимость низлагать их, //попирать// и расточать". "Особенно не пощадит Бог **верх власатый** - сильного земли, который, как глава власами, потрясает подвластными ему народами, который имеет время долготерпения Божия и не обращается, дабы употребить власть свою к распространению благочестия, но **простирается** отчасу далее в согрешениях своих, и приходит в глубину зол". "**Господь рек** в Своем предопределении: хотя бы Церковь Моя подвержена была нападению и угнетению столь сильного врага, как царство Васанское, или рассеяна по всему востоку, Я избавлю ее и **возвращу от Васана**, хотя бы она совершенно и невозвратно казалась погрязшею в море языков и расточенною от востока до запада, Я соберу ее и **возвращу от глубин моря**" (см.: [[old:is:11:11|Ис.11:11.12]]). "Воистину, Господи, - ответствует пророк на глас предопределения, - победа Твоя и Церкви Твоей над язычеством будет столь велика, столь решительна, столь уничижительна для врагов Твоих, что трудно изобразить ее с достойным ее величием. Дабы представить ее в чувственных образах, можно сказать, что при низложении //врагов Твоих в подножие ног Твоих// [[old:ps:109:01|(Пс.109:1)]] //Твоя нога будет углублена в крови их//, и //язык псов Твоих полижет ее//, полижет особенно кровь оной главы врагов Твоих". **//Объяснение псалма LXVII.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Обаче Бог сокрушит главы врагов своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих** Чьи беззакония так велики, что становятся, так сказать, выше волос головных, тех Бог сокрушит, сотрет с лица земли, как человек сокрушает ногою своею пресмыкающееся. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих** Он, говорит Пророк, отверз нам врата смертныя, сокрушив главы врагов, которые входили в разыскание человеческих прегрешений, не хотели оставит не разысканными даже волос головных. Под волосом же разумеет самый маловажный проступок. И смысл слов сих есть следующий: Бог в наказание согрешающим определил смерть. Диавол же, как безжалостный какой исполнитель казни, подвергая разысканию жизнь человечеекую, не опускает из вида и самаго маловажнаго, но предает смерти естество наше. Посему, увидев Владыку Христа облеченнаго тем же естеством, приступил к Нему, отыскивая вины смертной. Ибо сие сказал и Господь в священном Евангелии: //«грядет сего мира князь, и во Мне не обрящет ничесоже»// ([[new:in:14:30|Ин.14:30]]). Впрочем, и ничего не обретши, неправедно предал смерти. Сия-то неправда сокрушила его державу, а человекам отверзла ад, о чем пространнее сказано мною в словах о Промысле. Да и божественный Апостол сказал, что диавол имеет державу смерти ([[new:evr:02:14|Евр.2:14]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Обаче Бог сокрушит главы врагов своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих** **Обаче Бог сокрушит главы врагов своих** Бог, говорит, сокрушит главнейшие силы демонов, так как в голове заключаются главнейшие силы тела, то есть, чувства. Здесь излишен союз: обаче. Кратко можем выразить мысль так: Бог, говорит, сокрушит мысленно мысленные главы демонов. **Верх влас преходящих в прегргешениих своих** Бог, говорит, сокрушит главы демонов, проходящих, то есть, попирающих верх волосов грешничих. А попирают демоны верх людей, когда они согрешают; потому что когда люди согрешают, тогда демоны попирают их, имея их подчиненными себе. Может иной разуметь сии слова и иначе, то есть, что демоны проходят, то есть, исследывают при согрешениях людей даже о волосе верха (головы)—по перестановке слов и падежей, или замечают даже самый тонкий, как волос, грех человека, по словам //Феодорита//. Ибо сии злейшие испытатели во время смерти, когда подвергают душу каждого отчету, не пропускают ни малейших погрешностей. //Афанасий// говорит, что Господь сокрушит сверх сего и верх волосов, то есть голову тех, которые проходят, то есть проводят жизнь свою во грехах, иначе сказать, сокрушит главы нераскаянных и неисправимых, и к сему прибавляет, что речение сие взято от видимого сходства в змиях, которые, во время восстания их на кого либо, будучи поражены в голову, погибают. При том сии слова относятся и к начальствующим над народом иудейским. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Обаче Бог сокрушит главы врагов своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих** Понеже церковь часто от сильных и лютых **врагов** нападение терпит, а иногда и безпрестанное гонение страждет: то не иначе спасена быть может, как сильною и крепкою рукою. Сего ради Пророк вводит здесь **Бога**, вооруженнаго силою страшною, довлеющею сокрушить всех ея **врагов**. Здесь заметить должно, что **врагами** Божиими нарицаются все те, кои людей благочестивых неправедно озлобляют и гонят, дабы мы не сомневалися, что **Бог** всегда предстоит готов защищать нас. Колико же печется Он о спасении нашем, то весьма изрядно изображается следующими словами: **Бог сокрушит главы врагов, и верх влас преходящих в прегрешениих своих**. Аки бы сказал Пророк, что **Бог** поразит смертельными и неисцельными язвами всех тех горделивцев, которые озлобляют церковь Его, и тем смертно и непростительно согрешают против величества Его. Почему в следующих двух стихах описывает **Бога**, как бы ходящаго по трупам избиенных **врагов**, и оные ногами попирающаго. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Обаче Бог сокрушит главы врагов своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих** См. Толкование на [[old:ps:067:20#lopuxin_ap|Пс. 67:20]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих** Выражение **верх влас** переведено с еврейского и греческого одинаково словами «волосатое темя» – и в связи с последующими словами означает человека зверонравного, а также – закоснелого грешника, отъявленного злодея, или же сильного земли. **Врагами Бога** называются здесь люди злочестивые, от которых претерпевает несправедливые нападки и гонения Церковь Божия в лице верующих и благочестивых людей, и о которых, как выше [[old:ps:067:22|(ст. 2–3)]] пророк говорил: //Да расточатся врази Бога и да исчезнут от лица Его//, так и здесь говорит: «Господь сокрушит врагов и особенно не пощадит верх власатый, т.е. сильного земли, который, как власами, потрясает подвластными ему народами, не обращается, а более простирается в согрешениях, приходит в глубину зол» (Толкование еп. Палладия, с. 303). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]