[<10>] ====== Толкования на Пс. 67:25 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, Иже во святем** **Видена быша шествия Твоя, Боже.** **Шествиями** Божиими называет то, что совершено по домостроительству, как то: рождение от Девы, чудотворения, восшествие на крест, домостроительственно восприятую смерть, воскресение из мертвых, восхождение на небеса. О сих-то шествиях говорит, что соделались они явными. **Шествия Бога моего, Царя моего, Иже во Святем.** Видишь, как ясно выражается о Сем, совершающем шествия, что Он и Бог и Царь его, проповедует также о Нем, что Он //во Святем,// то есть на горе Синае, по сказанному:**Господь в них в Синаи во Святем** ([[old:ps:067:18|Пс. 67:18]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== Ст. 25-28 **Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, Иже во святем. Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц. В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли** Девятое отделение Давидова славословия. Ближайшее знаменование сей речи есть изображение шествия кивота в виде победительного торжества. Но как из предыдущих отделений песни ясно видно, что мысль пророка вперена была в будущие события царства Христова, то дабы не прервать порядка его созерцания, должно и здесь присовокупить к наружному и открытому смыслу слов гадательный и внутренний. "За победою должно следовать победительное торжество: последует оно и за победою Мессии и Церкви". "Те, которые имеют отверстое око веры, могут оное видеть прежде окончательного и всеобщего события в частных предначертаниях и преображениях. Они **видят шествия твои, Боже**, подобные тому, как ныне шествуешь, //Боже крепкий//, защитник народа Израильского и **Царь** царя его, являясь ему **во святыне** Твоего кивота: и помышляют о том победительном и торжественном шествии Твоем, как ты приидешь и приидет с Тобою ожидаемое Царствие Твое - царствие благодати, мира и святыни". "В настоящем торжественном шествии предваряют сонм народа **певцы, потом** являются **бряцатели**; посреди сих двух хоров шествующих шествуют **девы, биющия в тимпаны**. Так некогда после победы //Михаила и Ангелов его// [[new:otkr:12:07|(Апок.12:7)]] в торжестве Христа и Церкви сперва услышится //глас велий глаголющ// [[new:otkr:12:10|(Апок.12:10-12)]], потом //громоподобная песнь девственников// [[new:otkr:14:02|(Апок.14:2-4)]], после //Моисейская// песнь //имущих гусли Божии// [[new:otkr:15:02|(Апок.15:2-4)]]". "Взирайте все на сей образ, и не токмо каждый по себе, но целые **церкви** или соборы **благословляйте Бога**: благословляйте вы, происшедшие из **источника Израиля** [[old:is:48:01|(Ис.48:1]]; [[old:is:51:01|51:1)]], и благословляйте Господа благоволящего произыти из источника Израиля" (см.: [[new:rim:01:02|Рим.1:2-4]]). "Здесь **Вениамин малый** по времени рождения и по числу своего племени (см. [[old:sud:21:03|Суд.21:3]]; [[old:1ts:09:21|1Цар.9:21]]), однако же **обладатель** Израиля в лице Саула, здесь **князи Иуды**, от которого целый род **порфироносный** ведет свое начало, здесь **князи Завулона и князи Неффалима**, меньших и отдаленнейших колен Израиля: убо здесь все колена Израиля. Равно и там - в пришествии Мессии - он сам явится как **Порфирородный** колена **Иудова**, большая часть первых князей таинственного царства Его произойдет из колена **Завулонова** и **Неффалимова** и един **меньший** по имени своего избрания - от **Вениаминова** (Апостол Павел)". **//Объяснение псалма LXVII.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Видена быша шествия Твоя Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем** Шествиями Божиими Пророк называет дела домостроительства; а святым – от семени Давидова восприятый храм. Всем человекам, говорит Пророк, явно стало промышление Твое, все познали различныя дела домостроительства Твоего. ===== Евфимий Зигабен ===== **Видена быша шествия Твоя Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем** **Видена быша шествия Твоя, Боже** Пути, говорит, и обращения и занятия в жизни Твоей, Господи, были видены, потому что очевидными зрителями их были Апостолы; почему и Варух сказал: потом явился на земли и обращался с людьми [[old:var:03:37|(Вар. 3,37)]]. **Шествия Бога моего — царя, иже во святем** Смотри, читатель, как Божественный Давид ясно исповедует Христа Богом, как имевший полное понятие о Нем, и называет святым у Отца, в котором Сын был всегда—безотлучно: Я, говорит, в Отце и Отец во Мне [[new:in:14:10|(Иоан. 14,10)]]. Другой же говорит: Называет Его сущим во святом, то есть, явившимся на святом Синае, или сущим во святом теле, взятом от Богородицы. Слова //Феодорита//: Святым называет храм, восприятый от семени Давида. //Афанасия//: Шествиями Бога называет бывшие в домостроительства действия, каковы: рождение от Девы, произведение знамений, восшествие на крест, смерть, бывшая по смотрению, возвращение из мертвых к жизни и восхождение на небеса. О сих то шествиях говорит, что они были видены (в изд. Своде). //Феодорит//, изъясняя сие буквально, говорит, что на святой горе—Синае видны были следы Божии, как написано: И взошел Моисей и Аарон и Надав и Авиуд и семьдесят из старейшинства израильского и видели место, где стоял Бог Израилев; и что под ногами Его, то (было) как бы сделано из камня (кирпича) Сапфирова и как бы имело вид тверди неба по своей чистоте [[old:ish:02:09|(Исх. 2,9).]] ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Видена Быша шествия твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем** Можно стих сей разуметь как об успехах военных, так и о благодарении, приносимом **Богу** за одержанныя над врагами победы. Ибо известно, что древние Израильтяне по одержании какой-нибудь знатной победы обыкновенно шествовали во храм, где приносили **Богу**, так называемыя, мирныя жертвы. Итак некоторые толковники под именем **шествия** Божия разумеют толпы народа, стекающагося во святилище. Но другие основательнее приписывают слова сии Богу, яко вождю, управляющему и в порядок приводящему воинство. А слово: //во святилищи// – присовокуплено для означения несомнительнаго присутствия Божия: ибо Господь потому приял на Себя долг управлять Израильским народом и отражать нападения врагов, предшествуя ополчению Израиля, понеже обещал выслушивать молитвы рабов Своих, приносимыя во святилище. Сего ради прилично Пророк глаголет: **Видена Быша шествия Твоя, Боже**, так как бы Бог явно исходил из священнаго онаго места вести народ под Своим руководством для поражения врагов. Далее, нарицая **Бога Царем** своим, не на себя повелевает народу обращать свои очи, дабы имя **царя**, присвояемое смертному человеку, не помрачило сияния высочайшия главы. Ибо хотя и от лица своего народа глаголет, однако и себя из числа онаго не изъемлет. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, Иже во святем** Теперь псалмопевец начинает изображать движение процессии, сопровождающей ковчег завета на Сион. Видны массы зрителей при вступлении (**шествия**) Бога-Царя в Свое святилище. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 25-28 **Видена быша шествия твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем. Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц. В церквах благословите Бога, Господа от источник израилевых. Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли** //Этот грозный и великий Господь торжественно входит в Иерусалим, сопровождаемый хором певцов и музыкой, окруженный предводителями колен// Давид изображает процессию несения Кивота Завета (//"видели шествие... Бога"//). Ядро процессии составлял хор певцов, окруженный девами, с тимпанами в руках, которыми они, вероятно, аккомпанировали пению; впереди певцов и далее шли князья, представители колен. Весь этот смешанный хор, равно как и князья народа, приглашали весь народ благословлять и восхвалять Господа в каждой из сопровождавших процессию группе зрителей, к этому же приглашались и все вообще евреи (//"вы - от семени Израилева"//). Таким образом картина несения Кивота Завета представляет общенародное ликование, где все приглашаются быть участниками благодарного пения Богу, а не просто лишь зрителями. И действительно, здесь присутствовали все колена, как Вениаминово и Иудино, жившие на юге Палестины, так и северные - Завулоново и Неффалимово. Указаны здесь только четыре колена для обозначения всех колен вообще, так как если даже самые отдаленные колена от Иерусалима приняли участие в этом торжестве, то для других колен, ближе расположенных к месту ликования, такое присутствие было еще легче осуществимым. Да и вообще-то в Библии часто две противоположные стороны света - восток и запад, или север и юг - употребляются для обозначения всех стран. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 25–26 **Видена Быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем. Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц** Под **шествиями Бога** можно и нужно разуметь те чудные и славные пути Божии, коими Он вел еврейский народ из Египта по пустыне, когда Бог шествовал на ковчеге, или во святом кивоте, как победитель-царь на колеснице, сопровождаемый певцами, музыкальными хорами, среди **дев с тимпанами**. Ближайшим же поводом к прославлению в настоящем псалме путей Божиих послужило, без сомнения, это благодарно-торжественное шествие к месту богослужения, в преднесении ковчега Завета (предполагаемое многими толковниками псалмов на основании сказанного в [[old:2ts:11:start|2 Цар. 11]] и [[old:2ts:12:29|2 Цар. 12:29–31]]), после победоносно оконченной войны с аммонитянами. И как сие победное шествие, так и все другие пути Божии были в виду у всех верных чад Божиих, в особенности же они носились всегда пред очами псалмопевца, который и говорит здесь: видимы были шествия Твои, Боже, шествия Бога моего, Царя моего, Сущего во святилище; впереди шли начальные за **поющими**, а посреди – **девы-тимпаниицы**. А так как при сем изображении чудных путей Божиих мысль псалмопевца пророка устремлена была и в будущие события Царства Христова, то под **шествиями Божиими**, по изяснению св. Афанасия Великого и блж Феодорита, разумеются события новозаветного домостроительства, в которых также видны пути Божия промышления о мире, как-то: рождение от Девы, чудотворения, восшествие на крест, вольная смерть Сына Божия, воскресение Его из мертвых и восхождение Его на небеса. Будучи сам царем, псалмопевец именует совершающего чудные шествия и Богом и Царем своим, как Царя царей, являющегося **во святем**, т.е. на горе Синай, а по толкованию Феодорита – во храме, восприятом от семени Давидова (т.е. в человеческом естестве). Под **князьями** те же отцы-толковники разумеют св. апостолов (см. [[old:ps:044:18|Пс. 44:18]]); под именем **поющих** – приносящих словесные жертвы хвалы, которые первые предначали (**предвариша**) служение Евангельское. **Девами-тимпанницами** называют: св. Афанасий души уверовавших, а блж. Феодорит – «хранящих девство и приносящих божественное сладкопение» (3, с. 223–224:6, с 313]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]