[<10>] ====== Толкования на Пс. 67:32 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Приидут молитвенницы от Египта: Eфиoпия предварит руку свою к Богу** После того как рассеяны и связаны мысленные враги, стекаются уже на проповедь египтяне и ефиопляне. Именем же египтян означает ревностных идолослужителей и противников жития израилева, а именем ефиоплян — пределы земли. Но, каким образом Ефиопия притекла на проповедь, можно видеть это в примере Евнуха ефиоплянина. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Приидут молитвенницы от Египта: Ефиопиа предварит руку свою к Богу** См. Толкование на [[old:ps:067:29#svt_filaret_drozdov|Пс. 67:29]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Приидут молитвенницы от Египта: Eфиoпия предварит руку свою к Богу** **Придут молитвенницы от Египта** ... Такой образ мыслей и поведения был усвоен всеми иноками Египта, первейшими во всем мире по иноческому преуспеянию и дарованиям Святого Духа. Эти иноки удостоились быть предусмотрены и предвозвещены Пророком: **приидут молитвенницы от Египта**, предсказал святой Давид о иноках Египта. ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Приидут молитвенницы от Египта: Eфиoпия предварит руку свою к Богу** **«Придут молитвенницы от Египта».** Об Египте упомянул о первом, как издревле преобладавшем в нечестии. Упоминает же об Египтянахь и история Деяний, повествуя о собранных в день Пятьдесятницы, в которой снизошла на Апостолов благодать Всесвятаго Духа. **«Ефиопия предварит руку свою к Богу».** И сие пришло в исполнение. Свидетель сему евнух царицы ефиопской Кандакии, котораго Филипп привел к истине. Потом Пророк призывает царства целой вселенной. ===== Евфимий Зигабен ===== **Приидут молитвенницы от Египта: Eфиoпия предварит руку свою к Богу** **Приидут молитвенницы от Египта** Под Египтом понимай, читатель, всю землю с народами, которой властелином был мысленный фараон—диавол. Итак, Давид пророчествует, что со всей языческой земли придут верующие ко Христу и будут молиться о целом мире. Слова //Феодорита//: Упомянул во первых о Египте, потому что нечестие издревле владело сим государством. О нем же упоминает и история Деяний в повествований о собравшихся в день Пятидесятницы. **Ефиопия предварит руку свою к Богу** Предупредит здесь то же, что достанет; из сего видно, что Ефиопия прострет руку свою к Богу. Кто достает что либо, тот простирает руку свою и таким образом достает какую либо вещь находящуюся далеко. Итак, последующим действием, то есть доставанием, выражает здесь предыдущее, т. е. простертие руки. Ибо, по словам божественных толковников //Кирилла//, //Феодорита// и //Афанасия//, Ефиопия поспешила послать Евнуха и вельможу Кандакии —царицы ефиопской, который и был поставлен над всею Газою (казною) сей царицы, как повествуют Деяния (гл. [[new:act:08:27|8,27]]); ибо его то Давид назвал рукою Ефиопии. Некоторые говорят, что Египтом означается вся земля, так как над всею землею царствовал мысленный фараон — диавол, а Ефиопиею, по словам //Афанасия//, самые концы мирa, ибо последними и дальше всех людей живущими почитались обитающие на востоке и западе ефиопляне; почему и в другом месте тот же Давид говорит: вспомнятся и обратятся ко Господу все концы земли [[old:ps:021:27|(Псал. 21,27)]]. А здесь выражение: предупредит рукою, мы принимаем просто, вместо: прострет руку свою во время молитвы своей ко Христу, в которого уверовала. Почему и //Гомер// сказал о них: Ефиопляне разделенные на двое живут на краю всех людей света. //Другой// говорит: Что Ефиопия, без сомнения, означает все народы, как очерненные грехами. Сие представляет и невеста в Песнях, когда в покаянии говорит: черна и добра, первое по причине идолослужения и греховности, второе по причине удаления от них. Ибо когда Израиль отлучил себя от участвования в благах, стали приходить Ефиопляне, приходя из язычества в веру, и бывшие некогда вдали стали приближаться, смывая свою черноту таинственною водою; таким образом Ефиопия стала простирать руку свою к Богу, то есть в молитве, или в приношении даров царю—ароматов благочестия, злата Богопознания и драгоценных камней—исполнения заповедей и добродетелей. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 32-34 **Приидут молитвенницы от Египта: Ефиопиа предварит руку свою к Богу. Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на небо небесе на востоки: се, даст гласу своему глас силы** Пророк паки обращается к благодарению и подтверждает преждереченныя слова о пришествии царей во Иерусалим для поклонения **Богу**, упоминая именно об Египтянах и Ефиоплянах. Отсюду заключить следует, что пророчество сие относится к лицу Христову, Котораго владычеству некогда имели покориться цари Египетские и Ефиопские, и не токмо сии, но и владыки других отдаленнейших частей мира. Ибо далее присовокупляет: **царства земная, пойте Богу**. Сими словами предвозвещает, что цари земные, которые прежде не знали **Бога**, наконец познают Его: ибо едино Богопознание разрешает языки на похвалу пресвятаго имени Божия. Отсюду доказывается общее звание всех языков: ибо не токмо Давид, но и Моисей, и все Пророки призывают их к приношению жертвы хвалы **Богу**. В доказательство чего и причину присовокупляет, показывая, что Бог от века владеет небом и землею. **Воспойте**, глаголет, **Господеви, возшедшему на небо небесе** от века. Сими словами разумеет, что **Бог**, как сказали мы в начале псалма, владычествует над всеми тварями, управляя оныя с величайшею властию. Впрочем, хотя сие изречение вообще относится к творению мира, но и частное обстоятельство места сего не должно без внимания оставить: ибо Пророк упоминая о **царствах** земных, то есть о царях, и о народах их, которые тогда находились еще вне церкви, по праву творения распространяет и на них Божию силу. Сего ради присовокупляет слово – //от века//, дабы ведали мы, что весь человеческий род от самаго начала творения находится под Его рукою. А отсюду весьма ясно проявляется величество и слава **Бога**, поелику небо, при всем своем пространстве, и при столь различных кругообращениях и переворотах, всегда сохраняет наилучшую соразмерность, и чрез толикое множество протекших веков пребывает в равномерной красоте и порядке, представляя древностию своею чудное творение **Бога**. Таким образом упомянув о творении мира, тотчас преходит к творению грома, котораго силу под именем **гласа** означает: **се, даст гласу Своему глас силы**. Сим изречением изображает, что Бог всесильным повелением Своим производит гром, который звуком своим сотрясает небо и землю. Впрочем, не без причины представляет нам **Бога**, гремящаго на небесех: понеже ничто так не вперяет в мысли людей страха и почтения к Богу, как сильный гром. А дабы лучше возбудить наши умы, или исправить невнимание наше, употребляет указательную частицу **се**, как бы пред самыя очи представляя вещь. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 32-36 **Приидут молитвенницы от Египта: ефиопиа предварит руку свою к Богу. Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на небо небесе на востоки: се, даст гласу своему глас силы. Дадите славу Богови: на Израили велелепота его, и сила его на облацех. Дивен Бог во святых своих: Бог Израилев, той даст силу и державу людем своим. Благословен Бог** Давид предвидит, что настанет такое время, когда даже египтяне обратятся к Богу, как молитвенники пред Ним, т. е. будут веровать в Него. Эфиопия - местность в среднем Египте - указана для обозначении вообще всего Египта, часть вместо целого. - //"Прострет руки"// - будет возносить руки к Богу, обратится к познанию и истинному Его почитанию. Вместе с Египтом Давид приглашает и остальные царства мира славословить Его, т. е. Бога, вечного царя неба небес, т. е. Того, Кому подчинен весь звездный мир. Этот Господь своему голосу дает силу, всякое Его слово отличается действенностью, находит исполнение. - //"Величие Его - над Израилем, и могущество Его - на облаках"//. Победы еврейского народа, его счастливая жизнь под Божественным покровительством является видимым знаком, ясным доказательством того благоговения, которое Он невольно вызывает в людях. Сила Бога проявляется не только в победах евреев, но и непосредственно в разных атмосферных явлениях чудесной помощи, чем полна история жизни евреев, - Бог совершил много чудесных дел среди евреев, почему Давид и заканчивает псалом благоговейным воззванием к Нему. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Приидут молитвенницы от Египта: Ефиопиа предварит руку свою к Богу** См. Толкование на [[old:ps:067:31#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 67:31]] [<10>]