[<10>] ====== Толкования на Пс. 67:35 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 35-36 **Дадите славу Богови: на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех.Дивен Бог во святых Своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим. Благословен Бог** **Дадите славу Богови.** Так и Павел говорит: //прославите Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия// ([[new:1kor:06:20|1 Кор. 6,20]]), потому что справедливость требует во всем прославлять Благодетеля. **На Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. Дивен Бог во Святых Своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим: благословен Бог.** Поелику псалом упомянул о втором Его пришествии, в которое воскресит всех мертвых, то открывает нам различные почести, какие возданы будут Святым, также различные чины Святых. И чины означает словами: //Израиль, облака, Святые люди,// а почести показывает в словах: //велелепота, сила, дивное, держава.// Сверх же всего этого присовокупляет, что Бог //благословен.// Ибо ясно, что Святые в тех обителях, то есть небесных, непрестанно будут благословлять Бога, подражая чину горних духов. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Дадите славу Богови: на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех** См. Толкование на [[old:ps:067:33#svt_filaret_drozdov|Пс. 67:33]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Дадите славу Богови: на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех** **«Дадите славу Богови».** Сие сходно с узаконением Апостола; ибо говорит: //«прославите Бога»// в теле вашем и в духе вашем, //«яже суть Божия»// ([[new:1kor:06:20|1Кор.6:20]]). Воспользовавшись столькими благами, справедливо за все прославлять благодетеля. **«На Израили велелепота Его, и сила Его на облацех».** Священные Апостолы, ведя род свой от Израиля, доказали величие Божие теми чудесами, какия они совершали; а после них приявшие дарование учительства, подобно некиим облакам, почерпая дождь из моря всесвятаго Духа, приносят людям орошение. ===== Евфимий Зигабен ===== **Дадите славу Богови: на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех** **Дадите славу Богови** Сии слова обращены Давидом к христианам и побуждают их к прославлению Бога, удостоившего их такового человеколюбия. Слова //Афанасия//: Воздайте славу Ему не только словами, но и делами согласно с сим: Итак, прославьте Бога в теле вашем и в духе вашем. Тоже сказал и Феодорит, присовокупив к тому и следующее: ибо получившие столько обязаны всем прославлять Благодетеля. **На Израили велелепота Его** На человеке, говорит, зрячем открываются величия Божии, потому что Израиль значит: ум, видящий Бога. Ибо человек ослепленный страстями не может разуметь, какие дела и чудеса произведены Богом для спасения нас. Итак, на Израиле, поставлено вместо: Израилю. Или можно понимать это и иначе, что в церкви верных, видящей Христа умственно (в сей, говорю, церкви) производятся чудеса Божии, и что церковь получила от Бога власть производить чудеса всегда. Слова //Феодорита//: Святые Апостолы, будучи родом из Израиля, произведенными ими чудесами показали, сколь велики дела Божии. //Евсевия//: На истинном Израиле великолепие Его, ибо не все, происшедшие из Израиля, суть Израиль. **И сила Его на облацех** Облаками теперь Давид называет Апостолов, как имевших свойства облаков: и они подобно облакам были выше всего земного и исполнены духовной воды, которую пия из глубин Духа, напаяли ею душевные нивы верных. //Феодорита//: Облака суть те, которые после Апостолов получили учительский дар. Ибо, как облака, извлекая дождь из моря всесвятого Духа, они подают людям орошение. Или сила Его на облаках, по мнению //Никиты//, поставлена вместо (сила) великая, высокая и со всех сторон видимая. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 35-36 **Дадите славу Богови: на Израили велелепота его, и сила его на облацех. Дивен Бог во святых своих: Бог Израилев, той даст силу и державу людем своим. Благословен Бог** Сии слова приспособляет к предидущему изречению: //се//, **даст** //гласу Своему глас силы//. Ибо, собственно говоря, мы ничего не можем дать **Богу**. Но понеже часто лишаем Его достодолжныя чести, сего ради Пророк, представив **Бога** сильно гремящаго с небеси, повелевает нам взаимно соответствовать Ему гласом хвалы. Впрочем, дабы народы не погибали от своих рукотворенных и ложных богов, призывает их к учению закона, в котором открыл Себя **Бог**: аки бы сказал, что от самаго создания мира многие суть пути, по которым люди могут доходить до **Бога**, не скитаяся далеко. Сюда относится прилагаемое имя **Бога Израилева**. Притом хощет, дабы люди не токмо языками прославляли **Бога**, но и купно в вере увещавает: понеже тогда прямо дает **славу Богу**, когда веруем на Него, и уповаем на покровительство Его. Сего ради, рекши о силе **Бога**, сущей **на облацех**, тотчас присовокупляет: **дивен Бог во святых Своих**. Здесь слово, **во святых**, не к святым людям относится, ниже к небу и земле, как некоторые толкуют, но к святым селениям Божиим, ибо в Еврейском тексте так изображено: //страшен еси, Боже, от **святых** селений Твоих//. То есть, что **Бог силу** Свою не токмо на небеси являет, но и во храме, которая **сила** едина довлеет низложить всех врагов. Отсюду видим, что Пророк глаголет здесь о покровительстве церкви Божией, ибо тотчас присовокупляет: **Той даст силу и державу людем Своим**. А что не сказал, в селении святем, но в селениях **святых** Своих, то потому, что скиния на три части разделена была, из которых главное место занимал ковчег завета. Пророк предлагает его яко знамение упования, на котором Израильтяне благонадежно утверждаться могли. Аки бы сказал: **Бог** посреде вас живет, будьте спокойны, опочивая под крилами Бога и смело призывайте Его. Ибо Израильский народ не по другому какому преимуществу безопасно покоился под покровительством **Бога**, но токмо потому, что милостивым заветом избран был в достояние Божие. Итак, заметить должно, что Пророк страшную или дивную оную **силу**, о которой немного повыше упомянул, относит здесь к благосостоянию церкви. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Дадите славу Богови: на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех** **На облацех** – достигает до облаков, есть на земле и на небе. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Дадите славу Богови: на Израили велелепота его, и сила его на облацех** См. Толкование на [[old:ps:067:32#lopuxin_ap|Пс. 67:32]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 35–36 **Дадите славу Богови: на Израили велелепота его, и сила его на облацех. Дивен Бог во святых Своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим. Благословен Бог** **Велелепота** – значит: «величие, великолепие». Псалмопевец, созерцая в будущем славу Христа Бога, возбуждает истинных последователей Его к прославлению Его и называет их **Израилем**, что значит «ум, видящий Бога». Человек необлагодатствованный ослеплен страстями и потому не может видеть и разуметь, какие чудные дела совершены Богом для нашего спасения. А Израилю, т.е. истинному христианину, все величия Божии открыты: **на Израили велелепота Его**. **Дадите**, говорит он, т.е. «воздайте», **славу Богу**, а чтобы и самые неведающие всемогущего Бога могли Его узнать, – вот Его знамение: на Израиле, как древнем, так, в особенности, и новом, вы узрите Его **велелепие**, Его блистательную красоту, ближайшие следы Его величия, существенная же сила Его превыше облаков: **и сила Его на облацех**. «Страшен Ты, Боже, – взывает в заключение псалма вдохновенный певец его, – страшен Ты во святилищах Твоих», каковы Синай и Сион! Пред изображением величия и могущества Бога Израилева, обнаружившихся над народом еврейским и еще более имеющих обнаружиться над всеми царствами вселенной, он сам как бы трепещет и, чувствуя своим глубоко верующим и многообъемлющим сердцем великие милости Божии к Израилю, Его помощь и защиту, громко исповедует: «Бог Израилев – Он дает силу и крепость народу Своему»: Он, чудесно являющийся Израилю, есть Единый всеобщий Источник силы и крепости для всех народов! Да будет же благословен Бог! «Благословен Благий и Милостивый, Который радуется о нас, если приносим покаяние, и без укора, с радостию приемлет нас по любви Своей. Благословен всем дарующий средства наследовать Царство Небесное: праведникам – добрыми делами, а грешникам – покаянием. Благословен Сотворивший нас по милосердию Своему, Снисшедший спасти нас крестом и паки имеющий прийти, чтобы воскресить нас в великий день пришествия Своего. Сподоби и меня, Благий, по благости Твоей узреть щедроты Твои в день Суда и вместе с праведниками воспевать Тебе хвалу во веки веков» (Псалтирь св. Ефрема Сирина). Аминь. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]