[<10>] ====== Толкования на Пс. 68:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, о имущих изменитися, псалом Давиду** //Содержание//: Псалом содержит в себе молитву, приносимую Спасителем от лица человечества, также причины, по которым нанесена Ему смерть крестная. Еще в ясных чертах описывает самое страдание, и бедствия, постигшие иудеев по страдании. Сверх же сего, изображает введение евангельского жития и учение о поклонении духом и истиною, чем и заключается псалом. А что вся молитва Спасителева приносится от лица человеческой природы, это Псалмопевец дает разуметь в конце псалма, когда говорит: //яко у слыша убогия Господь и окованная Своя не уничижи// ([[old:ps:068:34|Пс. 68:34]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **В конец, о имущих изменитися, псалом Давиду** См. Толкование на [[old:ps:004:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец, о имущих изменитися, псалом Давиду** Псалом сей предуказует некое изменение. Сказуется же об иудеях, преселенных в Вавилон, и представлен в таком виде, как бы в нем переселенцы сии молятся и просят об освобождении. Вместе же с сим псалом предвещает освобождение от рабства, возвращение, и построение Иерусалима, кратко сказать, прежнее благоденствие Иудеи. Но заключает в себе и пророчество о Владычних страданиях и о конечной гибели, постигшей за сие иудеев. Поелику, что сами терпели от неприязненных, на то отважились против Благодетеля и Спасителя; то, чего желали врагам, на то самое и их осудил правдивый Судия. ===== Евфимий Зигабен ===== **В конец. О изменившихся. Псалом Давиду** Этот псалом надписан «в конец», потому что имеет в виду конец и исполнение содержащихся в нем пророчеств; далее: «о изменившихся», потому что упоминает о перевороте и изменении дел. По словам //Феодорита//, он составлен от лица порабощенного в Вавилоне еврейского народа, судьба которого (после) изменилась. Ибо бывшие рабами сделались свободными и, вместо чужой страны, стали жить в своем отечестве. Этот же псалом соответствует и каждому христианину, боримому, как по телу, так и по душе. Божественный //Кирилл// и согласно с ним //Афанасий// говорят, что сей псалом содержит молитву Христа от лица человечества и причины, по которым иудеи распяли Его и последовавшие за крестом бедствия иудеев, также введение евангельской жизни. К сему присовокупляет //Феодорит//, что сей псалом содержит пророчество о страданиях Спасителя и за причинение оных совершенную погибель иудеев. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **В конец, о изменшихся [о имущих изменитися], псалом Давиду** Надписание: в Еврейском тексте: Начальному певцу на шестоструннем орудии, созанним, псалом Давидов. Содержание: сей псалом по содержанию своему во всем сходен со **псалмом** [[old:ps:068:21|21]]. Ибо в начале жалуется Давид на лютость и безчеловечие врагов своих: однако не смущается, ниже унывает духом, но терпеливно сносит обиды, и прибегает к покровительству Бога, продолжая хранить непорочность. Притом свидетельствует, что все ненавидели его за то, что был благочестив, и защищал крепко Божию славу. Потом паки жалуется на врагов, показывая, что они не токмо обидно, но и безчеловечно угнетали его, и потому просит им наказания, котораго они достойны. При конце псалма яко победитель радуется, и обещает Богу торжественную жертву хвалы. Сей псалом наполнен многих пророчеств о Христе. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **возшедшему на Небо небесе на востоки: се, даст гласу Своему глас силы** По надписи псалом написан Давидом; считающие его принадлежащим Иеремии (ср. [[old:ier:38:start|гл. 38)]] не имеют достаточных к тому оснований. Изъясняющие этот псалом в индивидуальном смысле относят его большею частию к Саулову гонению, но едва ли так, вследствие [[old:ps:068:08|ст. 8-13]], и особенно [[old:ps:068:10|ст. 10]]. По крайней мере весьма сомнительно, чтобы Давид во время Саулова гонения уже был во враждебном отношении к братьям и родителям своим [[old:ps:068:09|(ст. 9)]], – это особенно сомнительно ввиду [[old:1ts:22:01|1 Цар. 22:1-3]], а ограничение [[old:ps:068:10|ст. 10]], ревностию к истинному богопочтению и исполнению Божеств. заповедей, кажется неосновательным: дом Иеговы (//дому Твоего//) везде значит места богослужебные; это подтверждает 2:17. Можно кажется признать, что Давид написал этот псалом совершенно специально для богослужения, и при этом имел в виду не какого-либо частного, но вообще страждущего праведника; он хотел составить такую молитву, которая пригодна бы была для всех тяжко страждущих праведников в обществе Израильском, и поэтому в свое изображение страдания внес черты из разных состояний страдания, из которых со многими даже он и сам был знаком по собственному горькому опыту. По словам Спасителя [[new:mf:23:38|(Мф. 23:38,]] [[new:in:15:25|Ин. 15:25)]] и Его Апостолов [[new:in:02:17|(Ин. 2:17;]] [[new:mf:27:23|Мф. 27:23;]] [[new:in:19:28|Ин. 19:28;]] [[new:act:01:20|Деян. 1:20;]] [[new:rim:11:09|Рим. 11:9]][[new:rim:11:10|–10;]] [[new:rim:15:03|15:3)]] – этот псалом мессианский. На пятом Вселенском Соборе св. Церковь осудила Феодора Мопсуетского, утверждавшего, что он только приспособлен к новозаветным событиям. Мы относим его к прообразовательно-мессианским псалмам. Давид в образе ветхозаветного терпеливца начертал образ Страдальца Богочеловека; так напр. Давид не случайно употребил образ желчи и уксуса (//оцта//) [[old:ps:068:22|(ст. 22)]]; Св. Дух устроил так, что эти образы во Христе исполнились буквально. Кратко сказать, кроме буквального смысла мы имеем здесь и таинственный. Уже во время Своего общественного служения Иисус Христос много терпел ради Бога, ибо Он учил и действовал по поручению Отца, по Божественному уполномочию Он выступил против осквернителей храма [[new:in:02:start|(Ин. 2)]] и т.д.; поэтому Он был оклеветан и преследуем [[new:rim:15:03|(Рим. 15:3)]]. Но особенно на Нем исполнился псалом во время Его страданий [[old:ps:068:04|(ст. 4,]] [[old:ps:068:05|5,]] [[old:ps:068:09|9,]] [[old:ps:068:13|13,]] [[old:ps:068:21|21,]] [[old:ps:068:22|22)]]. За все беззакония, которые иудеи в злобе своего сердца совершили над Спасителем, Он проклял их, и это проклятие исполнилось на них (в частности, на Иуде, [[new:act:01:20|Деян. 1:20]] и на всем народе. [[new:mf:23:38|Мф. 23:38)]]. Что отличило их от прочих народов (//трапеза их//), откровение, послужило им к падению, потому что они сами злоупотребили им; поелику они закрыли глаза свои, смотрели только плотским чувством, подпали совершенной слепоте и ожесточению [[new:mf:13:start|(Мф. 13]] и д. [[new:in:05:start|Ин. 5]] и д. [[new:rim:11:09|Рим. 11:9]][[new:rim:11:10|-10;]] [[old:2par:03:14|2 Пар. 3:14)]]. Их прежнее жилище лежит в развалинах, земля опустошена [[old:ps:068:26|(26)]], и они сами 18 столетий ходят согнувшись по всему свету (//хребет сляцы//), что после предсказал и Амос [[old:am:08:12|(8:12)]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, о изменшихся, псалом Давиду** По надписанию псалом принадлежит Давиду. - //"На шошанниме"// указывает на музыкальный инструмент, на котором может быть исполнен псалом. Некоторыми слово //шошанним// переводится "лилия", чем определяется род инструмента, походившего своим видом на этот цветок. Псалом написан во время гонений от Саула, на что указывает исповедание Давидом своей полной невинности пред Богом ([[old:ps:068:06|ст. 6]], [[old:ps:068:08|8]]), силы гонений ([[old:ps:068:02|ст. 2-4]], [[old:ps:068:13|13]], [[old:ps:068:16|16]]), их несправедливости ([[old:ps:068:05|ст. 5]]). Псалом представляет общее изображение тяжести преследований и написан вообще в воспоминании Давидом этого тяжелого времени уже после его минования. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, о изменшихся, псалом Давиду** В этом надписании есть одно неудобопонятное выражение: **о изменшихся**. Однозначащее с ним выражение: //о изменяемых// – находится в надписании [[old:ps:044:start|44-го псалма]], а в надписании [[old:ps:059:start|Пс. 59]] то же выражение читается иначе: о изменитися хотящих. Все эти разночтения (как и в [[old:ps:079:01|Пс.79:1]]) имеют одно и то же значение. Они означают: или а) символическое указание на предмет псалма: «о верующих благочестивых», или, как толкуют св. отцы, «о нравственном усовершении», или изменении из темного вида порока в светлый лилейный вид добродетели; или б) название особых инструментов, кимвалов, имеющих форму лилии: или в) обозначение напева по образцу или по первому слову другой песни. Более подробное и обстоятельное объяснение значения сего изречения см. в рассмотрении и объяснении надписания [[old:ps:044:start|Пс. 44]]. Изречение **в конец** имеет здесь тот же смысл, что и в надписании многих других псалмов. Последнее выражение надписания: **псалом Давиду** – указывает на Давида как на составителя псалма. Принадлежность его Давиду подтверждается а) сходством содержания этого псалма с содержанием псалмов [[old:ps:021:start|21]] и [[old:ps:039:start|39]], составленных тем же Давидом, б) единогласным свидетельством св. отцов и многих учителей Церкви о том же и, наконец, в) авторитетным свидетельством св. апостола Павла, который в Послании к Римлянам [[new:rim:11:09|(Рим. 11:9)]] приводит изречения сего псалма [[old:ps:068:23|(ст. 23)]] и говорит, что они изречены Давидом. По причине сходства этого псалма с псалмами [[old:ps:021:start|21]], [[old:ps:039:start|39]] и другими, в которых изображает претерпенные им гонения от Саула, можно бы отнести происхождение и этого псалма ко временам Саулова гонения на Давида. Но т.к. в этом псалме встречаются такие черты, которые не имеют в собственном смысле применения к гонимому Давиду и которые между тем с буквальною точностью исполнились, по свидетельству евангелистов, на Христе Спасителе (см., например, [[old:ps:068:22|Пс. 68:22]], [[old:ps:068:27|27]]; ср. [[new:mf:27:34|Мф. 27:34]]), то можно, кажется, признать за истину, что Давид при написании этого псалма имел в виду не изображение своего личного состояния или страдания какого-либо другого праведника, а хотел составить для употребления при богослужении такую молитву, которая была бы пригодна для всех тяжко страждущих праведников в обществе израильском, и поэтому в свое изображение страдания внес черты из разных состояний страданий, из которых со многими он и сам был знаком по собственному горькому опыту и в которых пророческим вдохновением изобразил страдания Мессии Христа. Вместе с тем, при рассмотрении и объяснении этого псалма, не нужно опускать из виду и того, что Давид, этот «//муж по сердцу Божию//» [[old:1ts:13:14|(1 Цар. 13:14)]], был прообразом Христа Спасителя и в своей жизни типически предызобразил Его уничижение и прославление, и в то же время был пророк, //издалеча созерцавший// тайны Царства Мессии [[new:evr:11:13|(Евр. 11:13]]; ср. [[old:chis:24:04|Чис. 24:4]]; [[old:1ts:23:02|1 Цар. 23:2]], [[old:1ts:23:04|4)]], и потому многие изречения 68-го псалма вполне могут быть приложены к лицу Мессии, – что, наконец, Сам Иисус Христос и Его апостолы смотрели на сей псалом как на мессианский. По всем этим основаниям псалом этот относится к числу прообразовательно-мессианских, что и видно будет из рассмотрения и объяснения содержания всего псалма, состоящего из 36 стихов, кроме надписания, составляющего 1-й стих его. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]