[<10>] ====== Толкования на Пс. 68:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Боже, ты уведел еси безумие мое, и прегрешения моя от тебе не утаишася** См. Толкование на [[old:ps:068:05#svt_afanasij_velikij|Пс. 68:5]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Боже, Ты уведел еси безумие мое, и прегрешения моя от Тебе не утаишася** Все знаешь Ты, Владыка, и ничто содеянное не скрыто от Тебя. Посему ведаешь, что я ни в чем не прегрешил пред ними, преступил же Твои законы. Сие подобно сказанному: //«Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворихъ»// ([[old:ps:050:06|Пс.50:6]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Боже! Ты уведел ecи безумие мое, и прегрешения моя от Тебе не утаишася** Ты, говорит, Господи, как знающий все, выдаешь и мое безумие, то есть, оказался ли я безумным в чем либо в отношении ко врагам моим, ибо если в чем погрешил против них, то это не сокрыто пред Тобою. //Григорий Богослов// говорит: И Христос сие говорит, усвояя Себе наше безумие и согрешение, или, по словам //Кирилла//, //Евсевия// и //Афанасия// и //Дидима//, называет безумием то, что почитали таковым другие (люди), то есть, страдание. Ибо крест Господа был для иудеев преткновением, а для еллинов безумием. Так и Павел говорит, что безумное Божие мудрее человеков и немощное Божие сильнее человеков, где безумием называет Христовы страдания, и немощью—крест. Итак, Ты, говорит, Отец, знаешь домостроительство креста, а слова: согрешения мои от Тебя не утаены, имеют отношение к сим: ибо не знавшего грехa Он сделал за нас жертвою грехa [[new:2kor:05:21|(2Кор. 5,21)]]. А //Феодорит//, усвояя сей стих Давиду, говорит: знаешь Владыка, что я пред ними не согрешил ни в чем, а Твои законы преступил. Слова //Евсевия// и такие же //Дидима//: Если б были согрешения, за которые Я распят, то они не утаились бы пред Тобою всеведущим, но их не было. Посему они напрасно меня преследовали, и, составив на меня ложные свидетельства, требовали, чего Я не похищал. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Боже, ты уведел еси безумие мое, и прегрешения моя от Тебе не утаишася** Выражение ироническое, с которым Давид, будучи стеснен неправедными человеческими судами, прибегает к Богу, и просит у Него защиты. Сие выражение больше имеет силы, нежели как бы просто и без фигуры сказал, что невинность его известна Богу. Ибо сим образом чувствительнее уязвляет врагов, и как бы стоя на высоком месте, презирает злословие их, якоже и пророк //Иеремия// глаголет: //прельстил мя еси, Господи, и прельщен есмь// [[old:ier:20:07|(Иер. 20:7)]]. Он не о том говорит, аки бы Бог прельстил, или обманул его, но сими словами язвительно укоряет врагов, показывая, что они, безчестя его, обижают и безчестят самого Бога. Тако и Давид в сем месте, дабы не пасть под бременем превратных судов человеческих, поставляет Бога судиею невинности своея: и понеже в совести своей удостоверен был о своей правоте, сего ради за ничто вменяет неправедныя мысли людей. Правда, желательно было бы, чтоб и люди имели доброе о непорочности нашей мнение, и то не столько для нашей пользы, сколько для созидания нашей братии: но когда при всем старании нашем мы не нравимся людям, которые часто и добрыя наши дела в противную сторону толкуют, в таком случае должно быть нам великодушными, и довольствоваться праведным судом единаго Бога, презирая и мир и всех клеветников. Ибо нельзя статься, чтоб люди, имеющие добрую совесть, были когда-либо оставлены Богом. Но ежели иные не удостоивают нас чести, то и в безчестии не иначе как в чести, да обретаем себе пользу, //дондеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тьмы, и объявит советы сердечныя//, якоже //Павел// глаголет [[new:1kor:04:05|(1Кор. 4:5)]]. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-8 **Боже, ты уведел еси безумие мое, и прегрешения моя от тебе не утаишася. Да не постыдятся о мне терпящии тебе, Господи, Господи сил: ниже да посрамятся о мне ищущии тебе, Боже Израилев. Яко тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое** //Помоги мне, Господи, и тем ободри всех, Тебя ищущих// Настоятельность и неусыпность своей молитвы к Богу Давид оправдывает горячим исповеданием пред Ним своей невинности и тяжести бедствий. Ведь Ты, Господи, знаешь все мое поведение и мои грехи, знаешь, поэтому, как незаслуженно то, что я терплю. Помоги мне, чтобы моя гибель не смутила тех, кто близок ко мне и кто не сомневается, что Ты можешь спасти праведника. - //"Ради Тебя несу я поношения"// - Давид страдает из-за Господа. Господь помазал его в цари над евреями. Саул же преследовал его, как искателя престола, поэтому помощь Давид и может и должен искать только у Бога. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Боже, Ты уведел еси безумие мое, и прегрешения моя от Тебе не утаишася** Псалмопевец, изображая невинно страждущего и желая показать в молитве пред Богом, что страдания его незаслуженны, и тем расположить Бога к услышанию своей молитвы, призывает Его Самого во свидетеля своей невинности. Богу известно, в чем состоит безумие и в чем заключаются грехи, за которые его подвергают преследованию. Враги преследовали Давида как противящегося царю, как действовавшего неразумно и, следовательно, как безумного, приписывая ему преступления (**прегрешения**), в которых он невинен был пред ними. Поэтому, моля Бога о спасении и поставляя себя пред судом Его, он говорит: Боже, Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]