[<10>] ====== Толкования на Пс. 68:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне** **И покрых постом душу мою.** Скорбя о будущей погибели душ их, делал Я то и другое. Но те, за кого совершено это Мною, во всякое время и на всяком месте имели Меня в устах своих, понося Меня за те злострадания, какие потерпел Я за них. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 11-12 **И покрых постом душу мою, и бысть в поношении мне: И положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу** Об этом скорблю, и постом изнуряю тело; но и сие обратилось для них в повод к смеху. Сам себя мучу и одевшись во вретище, принимаю на себя печальный вид; но беззаконные и это приняли для себя за повод к осмеянию. ===== Евфимий Зигабен ===== **И покрых постом душу мою; и бысть в поношение мне** Я, говорит, покрыл и иссушил тело мое четыредесятидневным постом и многими другими, но сей пост обращен для меня в бесчестие и ругательства, потому что диавол по случаю сего поста счел Меня слабым, посему и поносил Меня, как простого человека, а не как Богочеловека; почему и искушал Меня различными способами. В некоторых списках написано вместо: покрыл,—скорчил, смирил (συνεκαμψα) Слова //Божественного Кирилла//: Пост препятствует восстанию безумных страстей и покрывает душу, то есть, страсти ее: гнусные пожелания и неразумный гнев. //Дидим// говорит, что Господь, хотя и редко ходил однако же с учениками своими на пиршества, дабы и там доставлять собравшимся пользу Своим учением, но наедине постился, а особенно при наступлении времени страдания Его, когда по случаю отнятия жениха, постились, как говорить //Евсевий//, и ученики Его. Посему злонравные иудеи, не видя наедине провождения Им времени в посте, но видя только изредка бывшее Его присутствие на пиршествах, возымели о Нем мнение, что Он любит есть и пить (у //Никиты// в изд. Своде). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 11-12 **И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне: и положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу** Сими словами доказывает Давид, что он имел чистую и благочестивую ревность к Божией славе, не мудрованию плоти последуя, но кротко смиряяся пред Богом, Котораго поставляет свидетелем печали своея. А сим обстоятельством более увеличивает упорное ожесточение врагов. Часто случается, что люди, защищая славу Божию, более раздражают и ожесточают нечестивых, понеже чрез меру жарко спорят. Но Давид свидетельствует здесь, что он так соразмерял свою ревность, что мог смягчить и самую ожесточенную злобу. А сим обстоятельством показывает, колико был он стеснен от врагов, когда не имел свободы даже и уст отверсть, но принужден был слезами и печалию Божие дело защищать. Сие было знаком великаго постоянства: ибо не отстал от своея ревности, и не отложил добровольнаго онаго плача, которому за благочестие предался. **Покрых**, глаголет, **постом душу мою, и положих одеяние мое вретище**. Сии были печальные знаки, употребляемые у Иудеев во время плача. Но когда все сие обращено было в поношение и укоризну, то следует заключить, что враги Давидовы имели диавольскую злобу. Некоторые мнят, что Давид постился и надевал на себя **вретище**, моляся за врагов, но другие простее толкуют, в вышереченном смысле разумея, что Давид видя состояние дел в крайнем замешательстве, предприял добровольный плач и **пост**, дабы тем засвидетельствовать, что для него нет ничего горестнее, как видеть и слышать имя Божие порицаемо. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 11-13 **И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне: и положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу. О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино** Сила и обилие бедствий, перенесенных Давидом, не встречала естественного, даже чисто животного сострадания и активного проявления сочувствия среди народа, а вызывала глумление над ним. Когда он налагал на себя особенный пост или одевался во вретище, обычные знаки выражения у евреев переживаемых горестей, над Давидом смеялись. Над ним глумились знатные, судьи (//"сидящие у ворот"//) и праздные (//"пьющие вино"//). Неприязненное отношение к Давиду широко распространялось. Все последующее содержание псалма ([[old:ps:068:14|14-35]] ст.) представляет молитву Давида о своем спасении. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 11–13 **И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне: и положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу. О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино** **Вретищем** называется грубая власяная, в виде мешка одежда (см. объяснение [[old:ps:029:12|Пс. 29:12]]). Словами **седящии во вратех** указывается на тот обычай иудеев и вообще древних восточных народов, по которому судии и старейшины народные собирались к воротам храма или же к воротам городским, где собравшиеся сидя разговаривали о делах судебных и о разных других предметах [[old:ruf:04:01|(Руф. 4:1)]]. **Глумляхуся** (от слова «глумитися» – значит «болтать, толковать, насмехаться») переводится здесь словом «толкуют». Смысл всей речи, заключающейся в этих стихах и имеющей связь с предыдущими словами, такой: за ревность о славе имени Божия я подвергался, говорит пророк, злословию и поношению. Это причиняло мне скорбь, и я налагал на себя пост, но и это обратилось для них в повод ко смеху, вместо одежды я облекался во вретище – одежду скорби и покаяния, и чрез это стал для них притчею. О мне толкуют сидящие у ворот и поют в песнях пьющие вино. «И в собраниях, – по словам блж. Феодорита, – и на пиршествах разглашают и осмеивают мои бедствия» [6, с. 320]. Все это пророк мог сказать как о себе лично, так и о другом праведнике, по ревности о славе Божией терпящем поношения от нечестивых врагов своих, в особенности же о лице Мессии, Господа Иисуса Христа, враги Которого при всяком случае находили повод к глумлению над Ним, все Его слова и действия стараясь перетолковать в худую сторону. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]