[<10>] ====== Толкования на Пс. 68:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Аз же молитвою моею к Тебе, Боже: время благоволения, Боже: во множестве милости Твоея услыши мя, во истине спасения Твоего** **Спаси Мя от брения, да не углебну.** Вот что взывал Он, молясь о человечество, почему и говорит: **измолче гортань Мой.** Слово же **«измолче»** означает неослабность молитвы. См. также Толкование на [[old:ps:068:04#svt_afanasij_velikij|Пс. 68:4]] **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Аз же молитвою моею к Тебе, Боже: время благоволения, Боже: во множестве милости Твоея услыши мя, во истине спасения Твоего** **«Спаси мя от брения, да не углебну».** Уподобляюсь я упадшим в тинный ров и ожидающим себе смерти. Посему у Тебя прошу спасения. **«Да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод».** Прошу освобождения и от врагов, и от причиняемых ими бедствий. Ибо глубиною вод Пророк назвал налагаемыя врагами наказания. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аз же молитвою моею к Тебе, Боже: время благоволения, Боже: во множестве милости Твоея услыши мя, во истине спасения Твоего** **Спаси мя от брения **(тины)** да не углебну** (чтобы мне не погрязнуть) Истинное, говорит, спасение зависит от Тебя, Отец мой! потому что человек не может спасти другого человека подобного себе. Итак, выражение: с истиною спасения Твоего, здесь значит то же что: с истинным спасением Твоим. И это есть свойство еврейского языка, что в нем употребляются существительные вместо прилагательных и первообразные вместо производных. А то, что выше назвал: ιλυν, (тиною) здесь назвал: πηλον (перстию), потому что те же подобия, которые употреблены выше, употребляют и здесь. **Да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод** Ненавидевшие Христа были как чувственные враги иудеи, так и умственные—демоны; а глубокими водами называет скрытные и неприметные ухищрения врагов, подобно тому как и глубина скрытна и не видна. Слова //Исихия//: Иудеи ненавидели Его за то, что Он обличал их в лице в лицемерии, и потому имели в глубине души воду злобы, так что хотя иногда называли Его Учителем, а иногда—истинным и от Бога пришедшим, но в глубине сердца скрывали злобу. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 15-18 **спаси мя от брения, да не углебну: да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих. Услыши мя, Господи, яко блага милость твоя: по множеству щедрот твоих призри на мя. Не отврати лица твоего от отрока твоего, яко скорблю: скоро услыши мя** **Спаси мя от брения**. Повторяет то же подобие, которое выше употребил, однако в различном смысле: ибо прежде сказал: //углебох в тимении глубины//, а здесь просит, **да не углебнет**. Выше жаловался на приключившияся несчастия, а здесь молится, дабы не приключились. Сия разность удобно тем решится, что в начале псалма глаголал по своему чувственному опыту, а здесь, взирая на конец посреде смертельных обстоятельств, воодушевляется надеждою избавления. Сие яснее изображает в последнем члене [[old:ps:068:16#arxiep_irinej_klementevskij|16]] стиха, где говорит: **да не сведет о мне ровенник уст своих**. Аки бы сказал: да не подавит мене тяжесть страданий, и да не буду поглощен отчаянием. А призыванием Божией милости и щедрот доказывает, в какой тесноте и в каких подвигах находился святый Пророк, когда прибегает к оружиям сим. Дело, поистинне, великия важности, призывать Бога на помощь, когда Он гневается, и прибегать к удалившемуся, яко к близ сущему. Сего ради Давид собирает все возможныя средства, дабы противоположить их отчаянию: а испрашивая Божию **милость** и многия **щедроты**, показывает, что он для того токмо пребывает благонадежен, поелику знает, что Бог есть милосерд. Следующия слова: **призри на мя**, означают то же, что самым делом докажи, что Ты мене услышал, и потому воззри на меня и подай нужную помощь. В следующем [[old:ps:068:18#arxiep_irinej_klementevskij|18]] стихе то же самое повторяет; а частым повторением одних и тех же слов изъявляет как жестокость печали своея, так и усердное моление. Просит, дабы Бог **не отвратил** от него **лица** Своего, не потому, что боится отказа, но понеже скорбь и болезнь часто колеблют мысли бедных людей. А как Бог особенно любит рабов Своих, и их призывает к Себе, сего ради представляет себя единым из числа оных. Ибо не хвалится собою, ниже мечтает, аки бы нечто заслужил у Бога, но уповает на **милость** Божию, являемую туне: а притом дает свидетельство и о благочестии своем, что верно чтил Бога, призвавшаго и возлюбившаго его. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 15–16 **Спаси мя от брения, да не углебну: да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих** **Брение** – значит вообще: «грязь»; а здесь – «болотная тина», или трясина, которая так затягивает упавшего в нее, что он никак не может высвободиться из нее. Поэтому выражение: **спаси мя от брения** – значит: «извлеки меня из тины»; **да не углебну** (от слова «углебати», см. [[old:ps:068:03|ст. 3]]) значит: «чтобы мне не погрязнуть, не потонуть». **Ровенник** (от слова «ров») значит: «колодезь с водою», также – «пропасть». Тина (**брение**),** воды и ровенник** употреблены пророком, очевидно, в переносном смысле, как образы великих опасностей и бед (см. [[old:ps:017:17|Пс. 17:17]], [[old:ps:029:02|29:2–4]]). Как выше (в[[old:ps:068:03| ст.3]]) он жаловался на приключившиеся ему несчастья и опасности, так теперь умоляет о том, чтобы те же несчастья не подвергли его окончательной погибели, и, воодушевленный надеждою на милость Божию, просит Господа о спасении от всех бед и о избавлении от всех врагов (**от ненавидящих его**), причинявших те бедствия (как и в [[old:ps:017:18|Пс. 17:18]]). Бедственное положение изображаемого пророком страдальца было близко к отчаянию, и он сравнивает его поэтому с падением в колодезь (**ровенник**), готовый сведением краев своего отверстия поглотить навсегда упавшего в него. Всеми этими образными изречениями Давид пророчески предызображал страждущего Спасителя, приближавшегося к смертной пропасти: ад растворяет на Него свои челюсти, и Богочеловек просит, чтобы буря гнева не поглотила человечество – чтобы ад, приняв Его, не удержал Его в своей власти: **да не сведет над Ним ровенник уст своих**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]