[<10>] ====== Толкования на Пс. 68:21 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Поношение чаяше душа моя и страсть: и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох** **Поношение чаяше душа Моя**. Этим начинается описание страданий, ясно описанных и Евангелистами. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Поношение чаяше душа моя и страсть: и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох** Отвсюду поражаемый столь многими болезненными ударами, и ожидая других еще более мучительных, не имею никакого утешения. Причиняющие мне скорби превосходят число, но нет утешающаго, никто не облегчает горя моего участием в печали. ===== Евфимий Зигабен ===== **Поношение чаяше душа моя и страсть: и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох** **Поношение чаяше душа моя и страсть** (страдания) Я, говорит, по изъяснению //Кирилла// и //Дидима//, наперед знал поношения и страдания и крест, которые имел понести; почему и ученикам говорил: се восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам и книжникам; и осудят Его на смерть [[new:mf:20:18|(Матф. 20,18)]]. **и ждах соскорбящего, и не бы, и утешающих, и не обретох** Надеялся или желал, чтобы кто либо пожалел о страданиях моих, но не нашлось ни одного; надеялся также, что утешит меня кто либо, но не нашел никого. А это было тогда, когда Господь, взяв с Собою Петра и двух сынов Зеведеевых и начав скорбеть и тосковать, стал говорить им: скорбит душа моя смертельно. Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною; потом отойдя немного и помолившись, приходит к ученикам и находит их спящими и говорит Петру: так ли вы не могли одного часа побдеть со Мною, как пишет святый Матфей [[new:mf:26:40|(гл. 26, 40)]]. То же было и тогда, когда все ученики, оставя его, разбежались, (там же [[new:mf:26:56|56]]). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 21-22 **Поношение чаяше душа моя и страсть: и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох. И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта** Из сих слов заключить можно, что Пророк не без сильной борьбы преодолел искушений волны: ибо показывает, что он не потому мужественно сопротивлялся им, аки бы они не касалися духа его; но потому, что будучи жестоко поражаем, не с меньшею бодростию противоборствовал им. К сему присовокупляет другое обстоятельство, жалуяся, что он не имеет со стороны людей никакого снисхождения, что нет никого, кто бы возсоболезновал о нем, или с кем бы мог он разделить печали свои, которыя когда мы сообщаем друзьям нашим, то не малое получаем облегчение. Сим образом испрашивает себе милосердия Божия, яко лишенный всех помощей и утех мира. Потом паки упоминает, что враги его к совершению лютости своей ничего с своей стороны не опускают. Впрочем, хотя слова сии: **даша в снедь мою желчь, и напоиша мя оцтом**, суть иносказательныя, или преносныя; однако //святый Иоанн// Евангелист и Богослов, в [[new:in:19:28|Ин. 19:28–29]], не без причины упоминает, что сие писание исполнилось на Христе, когда воины, висящу Ему на кресте, оцет пить поднесли. Понеже сим видимым знаком, открывшимся на Христе, хотел изобразить, с коликою жестокостию отверженные люди поступают в разсуждении членов Его, – так как и во [[old:ps:021:19|Пс. 21:19,]] не неприлично толкуется стих оный о Христе: //разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий//, хотя Давид собственно разумеет о себе, что имение и пожитки его расхищены были врагами на подобие корысти. Равным образом, и здесь существенный смысл есть тот, что святый Пророк никакой ослабы не имел себе от врагов, подобно как если бы человек, бедственно страждущий сверх страдания своего, обретал еще и пищу и питие, растворенныя горьким ядом. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Поношение чаяше душа моя и страсть: и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох** Так как у меня много злобных врагов, то я могу ожидать только худшего. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 21-22 **Поношение чаяше душа моя и страсть: и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох. И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта** //"Поношение сокрушило сердце мое"// – меня окружают враги со всех сторон и я, не находя нигде сочувствия, мог ожидать только издевательства (поношение) и страдания, от чего потерял мужество. Отношение врагов к Давиду полно зложелательства. Как измученный преследованиями, он нуждается в сочувствии, ободрении и деятельной помощи, ему же вместо того дают при жажде "уксус", а при голоде – "желчь". Желчь – растение горького вкуса, похоже на полынь, "уксус" – одуряющий напиток кисловатый, уксусный, обладающий свойством притуплять на некоторое время сознание: Давиду дают то, что ослабляет его силы и делает его еще более беспомощным. Этот образ для характеристики отношений врагов Давида к последнему, нашел полное, фактическое осуществление на личности Христа, когда Ему на кресте поднесли и желчь и оцта [[new:mf:27:34|(Мф XXVII:34]], [[new:mf:27:48|48)]]. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 21–22 **Поношение чаяше душа моя и страсть: и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох. И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта** **Страсть** значит: «страдание, горе, несчастие»; **оцет** значит: «уксус»; **снедь** – «пища». Изречениями этих стихов Давид, очевидно, выражает не свои личные страдания и скорби или какого-либо другого страдальца, ему современного, а, прозревая в тайны Царства Мессии, изображает страдания и предсмертные скорби Богочеловека, Который, согласно со свидетельствами евангелистов, мог говорить о Себе: предчувствовало сердце Мое о том поношении, какому подвергли Меня враги Мои, оскорбляющие Меня, и Я ожидал тех страданий, которые они Мне причинили. Я мог ожидать сочувствия ко Мне со стороны близких Моих, и ниоткуда его не было, желал иметь утешителей, и таковых не нашел. И дали Мне в пищу **желчь**, и в жажде Моей напоили Меня уксусом [[new:mf:26:37|(Мф. 26:37–38]], [[new:mf:27:34|27:34]]; [[new:mk:15:36|Мк. 15:36)]]. Евангелист Иоанн говорит: «//Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его//» [[new:in:19:28|(Ин. 19:28–29)]]. Евангелист называет здесь Писанием, очевидно, слова этого псалма: «**и в жажду Мою напоиша Мя оцта**». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]