[<10>] ====== Толкования на Пс. 68:30 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Нищ и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя** Здесь проповедуется евангельское житие, какое предначал нищий по Богу, которому и сказано: //блажени нищии духом// ([[new:mf:05:03|Мф. 5,3]]). Входит же и сей нищий лик, благодаря о спасении, соделанном ему Единородным, ибо Он есть образ Отца. Возвещается также, что будут уже приносимы не кровавые жертвы, но паче жертвы хвалы и духовного песнопения. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Нищь и боляй есмь аз: спасение»** лица Твоего **«Боже да приимет мя** Отсюда начинает уже Пророк предсказывать перемену обстоятельств, прекращение рабства и возвращение плененных. Потому и псалом надписан: //«в конец о имущих изменитися»//; потому что последовали с ними два противоположныя изменения; прибегнув к покаянию в Вавилоне, восприяли прежнюю свободу; а потом, с неистовством востав на Владыку, осуждены на совершенное рабство. Посему и то и другое предсказывает настоящий псалом. Сказанное же: //«нищий и боляй есмь аз»// значит: увидев меня в нищете, и испытуемаго многими болезнями, сподобил Ты спасения Твоего. А потому //«Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении».// ===== Евфимий Зигабен ===== **Нищ и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя** **Нищ и боляй есмь аз** Мы сказали о нищем Господа в [[old:ps:021:25|21]]-м псалме, при изъяснении слов: Он не уничижил и не отверг молитвы нищего. Здесь скажем только слова //Святого Кирилла//, что царь всех и всесовершенный Бог родился от бедной и нищей Матери и не в доме, а в пещере, и не на одре, а в яслях. Одежды носил простые и малоценные; ходил без рабов; не имел даже хижины, и получал пищу от других. Итак, да устыдятся те, которые величаются и гордятся богатством своим. Господь был болящ и страждущ, по причине страданий понесенных для нас. Доселе продолжаются слова сказываемые от лица Христа. Следующие за ними (хотя и не все) сказываются от лица Христовой церкви. Заметим здесь, что Господь был пропитываем другими по достижении 30 лет возраста своего, после крещения своего, когда начал проповедывать Евангелие, как свидетельствует евангелист Лука, говоря, что Магдалина и Иоанна—жена Хузы, поверенного Ирода и Сусанна и другие многие служили ему из имений своих [[new:lk:08:03|(Лук. 8,3)]]. Но до 30 лет возраста Своего Господь имел содержание от трудов рук своих, каковы были плотничье искусство. Ибо не только свидетельствуется у евангелиста Матфея, что Господь был сын плотника: не плотников ли Он сын [[new:mf:13:56|(Матф. 13,56)]]? но и плотник, по словам евангелиста Марка: Не плотник ли Он—сын Марии [[new:mk:06:03|(Марк. 6,3)]]? Но те, которые говорили у Матфея, что Он сын плотника, те же говорили и у Марка, что Он плотник. Почему как говорили истину называвшие Его сыном плотника (ибо все божественные отцы согласны в сем, свидетельствуя, что Иосиф, мнимый отец Господа, был плотник), так истинны и те, которые говорили, что Он плотник. //Великий Василий// уверяет, что Господь с Иосифом работал плотничьи работы. То же более всех подтверждает и божественный философ и мученик //Иуcтин//, ясно свидетельствуя в разговоре с Трифоном так: плотничьи работы производил Иисус, когда находился между людьми, следующие: плуги и ярма (весы), показывая сими (ярмами) знаки правосудия и чрез плуги деятельную жизнь. **Спасение Твое, Боже, да примет мя** Спасение, говорит, подаваемое Тобою, Господи, помогало мне и избавило меня от заблуждения в идолопоклонства. //Афанасий// слова: я нищ и болящ, относит к церкви, ибо говорит, что сим проповедуется евангельская жизнь, начатая нищим Божиим, к которому и сказано: Блажены нищие духом. Здесь представляется сей нищий лик благодарящим, за произведенное Единородным спасение Его. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Нищь и боляй есмь аз: спасение твое, Боже, да приимет мя** Из сего стиха яснее видно, колико Давид удален был от надменной и безчеловечной страсти мщения, которой обыкновенно предаются безразсудные люди. Ибо нет сомнения, что он предстает здесь пред Бога с жертвою сокрушеннаго и смиреннаго сердца, дабы таковым смирением приобресть себе милость. Сего ради тотчас присовокупляет: **спасение Твое да приимет мя**, или, как в Еврейском тексте изображено, на высоте поставит **мя**. Те, которые с нетерпеливостию стремятся к мщению, не токмо не лежат, но всеми мерами стараются возвыситься. А здесь полагается взаимное отношение между страданием, в котором Давид аки поверженный лежал, и между помощию Божиею, коею возставлен быть надеется. Другие к отчаянию его привлекали, он же **спасение** себе от Бога обещает, и не токмо возставлен быть надеется, но и возвышение свое ясно полагает, приспособляя слово к крепостям, на высоких местах поставленным. На высоте, глаголет, поставит **мя**. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 30–32 **Нищь и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя. Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу его во хвалении: и угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти** Прообразуя собою грядущего на спасение мира Мессию, Давид говорит здесь, по-видимому, о себе, но слова его, особенно первое изречение, с большею точностью могут быть отнесены к Тому, Кто, будучи богат в такой степени, что обладает всем миром, обнищал [[new:2kor:08:09|(2 Кор. 8:9)]] до того, что родился от бедной Девы Матери, и не в доме, а в пещере, и положен был в яслях, а не на одре; Кто носил одежду самую простую и малоценную, пропитание получал от других, не имея даже собственной хижины. Он же, этот **нищь** (см. в [[old:ps:039:18|Пс. 39:18]]), претерпел и болезни и страдания за грехи людей, как говорит Исайя пророк [[old:is:53:03|(Ис. 53:3–4)]]. Далее псалмопевец высказывает полную и несомненную уверенность в спасении, которое он получит от Бога: я же, говорит он, хотя беден и страдаю, но пребываю в той спасительной уверенности, что помощь Твоя Боже, восставит меня. Затем он выражает желание и обещание прославлять Господа жертвою благодарения в песни и в славословии, опять же в полной и непоколебимой уверенности, что такая жертва, как жертва внутренняя от искреннего сердца, от души приносимая, будет приятнее Богу, нежели приношение юного тельца, жертва кровавая, хотя бы и ценная, но внешняя; и таким образом он оказывает предпочтение жертве словесной пред бессловесной, будущей новозаветной пред ветхозаветною. Выражение **роги износяща и пазнокти** (копыта) означает молодого быка, носящего рога и имеющего раздвоенные копыта, каковых и повелено было в Ветхом Завете приносить как лучшую жертву Богу ([[old:lev:04:start|Лев.4]] и др.). По словам св. Афанасия Великого, здесь благовествуется, что кровавых жертв уже не будут приносить, – их заменят жертвы хваления, духовные [3, с. 233]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]