[<10>] ====== Толкования на Пс. 68:31 ====== ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== Ст. 31-32 **Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу его во хвалении: и угодно будет Богу паче телца юна, роги износяща и пазнокти** **Возвеличу Господа во хвалении, и угодно будет Ему паче тельца юна**, - воспел Давид, изображая отпадение Иудеев и присвоение Богу язычников. Поскольку, говорит он, народ, которому вверены были жертвы, отвергся Бога, а Бог не услаждается жертвенными кровьми, то буду совершать служение духом, и оно окажется пред Богом более достойным служения жертвенного. //**Письма. Книга I.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении** Не буду не признателен за благодеяния, но песнопениями воздам за милости, показав неведущим величие Его повествованием о благодеяниях. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 31-32 **Восхвалю имя Бога моего с песнею; возвеличу Его во хвалении. И **(сие)** будет угодно Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти** (копыта) Замечай здесь, читатель, как предпочитает законным жертвам Евангельскую и бессловесной—словесную. То состояние, в котором пробиваются рога и копыта, означает силу, а словом απλας называет копыта; то и другое означает мертвость подзаконного служения, так как рога и копыта мертвы. Cлова //Григория Богослова//: Паче многих тысяч тучных овнов, паче всего, чем начальный закон содержал во власти еще младенчествовавшего Израиля, преднаписуя в кровавых жертвах будущую жертву. //Божественный Кирилл// говорит, что слова сии сказываются от лица Христа. Слова //Феодорита//: Жертва хваления будет ему угоднее молодого и тучного тельца, вновь начавшего произрастать ему копыта и рога. //Афанасия//: Здесь благовествуется, что кровавых жертв уже не будут приносить, но более жертвы хваления и духовные. //Исихия//: хвалою называет славословие, которое приносится Ему всею тварью, прославляющею Его естественными движениями; итак, церковь обещается не только приносить славословие с тварью, но и прославлять песнью, то есть приносить духовное и умственное песнопение, ибо сие-то значит собственно петь о Боге. Красивы слова //Евсевия//: поелику за грех apxиерeя и сонмища, как написано, приносим был в жертву телец: когда apxиерeй помазанный согрешит, и введет в грех народ, то пусть принесет за грех свой, которым согрешил, в жертву Господу за грех непорочного тельца из скота [[old:lev:04:03|(Лев. 4,3)]]. Но когда apxиерeи и князья собирались против Господа и возбудили народ требовать Варавву, а не Христа; то за сие сделались виновными во грехе своем, почему здесь и говорит не о другом животном, а о молодом мужеского пола тельце. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 31-32 **Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу его во хвалении: и угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти** Давид ободряется духом и, будучи благонадежен о избавлении, воспевает торжественную песнь. Ибо хотя псалом сей сложил по освобождении уже от смертельных страхов, однако нет сомнения, что и в то время, когда еще всего боялся, сии же самыя мысли имел: понеже и тогда с твердою верою на милость Божию надеялся, хотя надежда была еще сокрыта. Впрочем, когда глаголет: **возвеличу Бога во хвалении**, то не потому глаголет, аки бы хотел нечто придать безпредельной Божией славе, но поелику чрез сие распространяется слава имени **Его** между людьми. А дабы лучше утвердиться в сем, то научает, что благодарение, которое он воздать **Богу** располагается, будет угодно **Богу** на подобие благовонныя жертвы. Ибо нет лучшаго побуждения к приношению благодарения, как когда удостоверены бываем, что сие благочестивое действие приятно **Богу**, так как Он и другаго воздаяния не требует от нас за вся благая, подаемая нам, кроме прославления имени Своего. Почему весьма неизвинительна неблагодарность тех, которые хвалы **Его** в молчании или забвении скрывают. Хотя же не оставил Давид в небрежении и внешних жертвоприношений, каковых требовал закон, однако по справедливости предпочел им духовную жертву, яко главное основание всех внешних обрядов. Под именем **тельца юна, износяща роги и пазнокти**, разумеется **телец** избраннейший; аки бы сказал Пророк, что нет толь избраннаго и толь драгоценнаго жертвопреношения, которое бы могло быть так угодно **Богу**, как жертва хвалы и благодарения. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Нищь и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя** См. Толкование на [[old:ps:068:30#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 68:30]] [<10>]