[<10>] ====== Толкования на Пс. 68:33 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша** **Да узрят нищии и возвеселятся.** Познав cиe, возрадуются нищие духом. Говор ять же это Апостолы ради тех, которые чрез них уверовали во Христа. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша** **«Да узрят нищии и возвеселятся».** Все впадающие в подобныя бедствия от нас да заимствуют повод к благой надежде. **«Взыщите Бога, и жива будет душа ваша».** Сверх сего советует достигать спасения упованием на Бога и молитвою. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша** **Да узрят нищии и возвеселятся** Бедными и нищими назвал уверовавших из язычников, поскольку они были нищи в богопознании и добродетели, как мы сказали прежде. Итак, они, говорит, пусть увидят, что Бог потерпел за них и что сделал, и пусть возвеселятся. //Aфaнacий//: Зная сие нищие духом возрадуются, говорит, а это сказывают Апостолы об уверовавших во Христа чрез них. **Взыщите **(усердно)** Бога и жива будет душа ваша.** См. Толкование на [[old:ps:068:34|Пс. 68:34]] ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша** К хвалению присовокупляет увещание, которое относит наипаче к **нищим**, ему подобным, кои больше добровольно, нежели по нужде суть таковы; кои, ежели богатство имеют, то употребляют оное согласно с волею **Бога**, яко строители, а не яко господие, для заслужения милости Божией, а не для тщеславия и гордости, или для удовольствия страстей своих; кои, наконец, не с меньшею радостию благословляют имя Господне, когда лишаются и недостаточествуют, как и тогда, когда изобилуют. **Да узрят**, глаголет, **нищии**, и **да возвеселятся** в нищете своей. За сим присовокупляет: **взыщите Бога, и жива будет душа ваша**. Аки бы сказал: вы, нищие, духом, которые презираете вся сущая на земле! не унывайте, но ободритеся; **взыщите Бога**, и **душа ваша**, которая тленными вещами жить не может, в Нем истинно **жива будет**. //Блюдитеся и хранитеся от лихоимства, яко не от избытка кому живот его есть, но в Бозе сокровен живот ваш// [[new:lk:12:15|(Лк. 12:15)]]. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша** Все несчастливцы обрадуются этому спасению, так как увидят в нем залог и своего спасения. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 33-35 **Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Яко услыша убогия Господь, и окованныя своя не уничижи. Да восхвалят его небеса и земля, море и вся живущая в нем** Стихи написаны Давидом, а отсюда и весь псалом, уже по окончании гонений, так как здесь писатель приглашает весь мир хвалить Бога за Его милости к праведникам, оказанные ниспосланием помощи и спасением от бедствий. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 33–34 **Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Яко услыша убогия Господь, и окованныя Своя не уничижи** Под нищими, о которых говорит здесь псалмопевец, нужно разуметь, по словам того же св. Афанасия, уверовавших во Христа [3, с. 233] и во всем последовавших за Ним, которых Он и Сам называет «//нищими духом//» [[new:mf:05:03|(Мф. 5:3)]]. Когда сии **нищии** узрят спасение Божие и помощь, явленные Страдальцу-Праведиику, тогда и сами **возвеселятся**, обрадуются Его спасению, потому что увидят в нем залог и своего спасения. А обращаясь далее к ним непосредственно, псалмопевец говорит: ищите же Бога вы, смиренные (**нищии**) и страждущие, стремитесь всем сердцем своим, идите к Нему, и оживет душа ваша. Он Сам зовет вас: «//Приидите ко Мне... возмите иго Мое на себе... и обрящете покой душам вашим//» [[new:mf:11:28|(Мф. 11:28–29)]]. Ибо Господь внимает молитвам нищих и не пренебрегает узников Своих и (**окованныя Своя не уничижи**). Под окованными, равно как и убогими, разумеются также уверовавшие из язычников, которые до обращения своего ко Христу были как бы окованы узами страстей и самого гнусного нечестия. Таких убогих и окованных Господь не презрел, но внял их бедственному положению и призвал в Свое благодатное Царство. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]