[<10>] ====== Толкования на Пс. 68:35 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем** **Да восхвалят Его небеса и земля.** Если //радость// бывает //на небеси о едином грешнице кающемся// ([[new:lk:15:07|Лк. 15,7]]), то кольми паче небеса возрадуются по освобождении всей земли. Если же небо радуется о спасении человеческом и восхваляет за cиe Бога, то кольми паче сами спасенные на земле восхвалят Спасшего. Посему присовокупил: **море и вся живущая в них.** Говорит это, потому что и на островах примется спасение Божие. А словами: //в них// — означается: и на земле, и в море. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем** Всю тварь призываю к участию в песнопении; потому что языка человеческаго недостаточно к тому, чтобы поведать милости Божии. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем** Поелику Ангелы и люди не могут довольно, сколько прилично и должно, возблагодарить Бога; то посему Давид призывает здесь бесчувственные стихии к прославлению и благодарению Бога, те самые (стихии), о которых Моисей в начале бытия упоминает. Пресмыкающиеся здесь положил безразлично, показывая сим то, что как пресмыкающиеся и ползающие по земле переходят с места на место, так и рыбы морские. Или сказал сие и о множестве рыб. Слова //Афанасия//: Если радость бывает на небесах о едином кающемся грешнике; то не гораздо ли больше будут радоваться по освобождении всей земли? А если и небо радуется о спасении людей, и хвалит за сие Бога; то не гораздо ли более и сами спасшиеся на земле будут хвалить Спасшего их; потому-то и прибавил: и земля. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 35-37 **Да восхвалят его небеса и земля, море и вся живущая в нем. Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии, и вселятся тамо и наследят и: и семя рабов твоих удержит и, и любящии имя твое вселятся в нем** Отсюду яснее видеть можно то, что выше сказали мы, то есть, что Давид в сем псалме представляет лице всея церкви: ибо здесь относит к ней вообще все то, что о себе особенно говорил. А что бездушныя и не имеющия чувств стихии призывает к хвалению **Бога**, то сим гиперболическим выражая образом показывает, что мы не можем быть способны к пению похвал Божиих, ежели не вознесемся превыше чувств наших. Сей духовный жар произвело наипаче в сердце Давида сохранение церкви: ибо нет сомнения, что он духом пророческим объемлет здесь все то время, чрез которое хранил **Бог** и царство, и священство в древнем Израильском народе. Начинает однако от онаго возстановления, которое милостию и благоволением Бога вдруг воспоследовало после смерти Саула, при котором бывшее неустройство угрожало не токмо разрушением Богослужения, но и погибелию всей **земли**. Но в первом месте о **Сионе** глаголет, **яко Бог спасет Сиона**, то есть, сохранит то место, в котором благоволит призываем быть, ниже, попустит истребиться Богослужению, которое Сам предписал. Потом бывающее от ковчега завета и от святилища благословение Божие распространяет на всю землю, и на все грады; понеже благополучие народа основывается на благочестии. Далее показывает, что воспоследовавшая счастливая перемена имеет быть не кратковременная, но народ всегда пребудет безопасен под твердым и непоколебимым покровительством **Бога**, и что при благополучном царствовании его непременно исполнится то, что **Бог** толикократно в законе обещал, то есть, что в царстве Иудином всегда будут царствовать преемники, происходящие от крови его. Ибо глаголы, **вселятся тамо, и наследят** землю, означают постоянное жилище и противополагаются временному пребыванию. Аки бы сказал, что по утверждении престола его настанет такое время, в которое сынове Авраамовы не будут бояться преселения, но насладятся покоем, обещанным ему. В последнем стихе распространяет сие на будущие безпрерывные роды так, чтоб отцы детям, а дети внукам и правнукам, из рук в руки предавали восприятую по наследию землю. А как твердое всех благ стяжание основывается на Христе, Котораго образ представлял собою Давид, сего ради вкратце напоминает, что будут наследниками **земли** одни токмо законные дети Авраамовы:** любящии имя Твое вселятся в ней**. Сими словами отъемлет суетную надежду у лицемеров, которые, уповая на благородство крови, безстыдно хвалились, что обетованная **земля** по наследственному праву принадлежала им, хотя они совсем отпали от веры благочестивых праотцев. Впрочем, хотя **земля** оная до самаго пришествия Христова принадлежала избранному народу, но мы памятовать должны, что была она прообразованием небеснаго отечества; и потому все то, что сказано здесь о покровительстве церкви, истее и совершеннее исполняется ныне, и мы не должны бояться, чтоб здание духовнаго храма, в котором открылась Божия сила, когда-либо разрушиться могло. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в Нем** Весь мир радуется, что Бог созидает Сион и города иудейские и св. земля снова населяется своим народом. Ст. 35–37 могли быть прибавлены пленниками, часто употреблявшими этот псалом. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Да восхвалят его небеса и земля, море и вся живущая в нем** См. Толкование на [[old:ps:068:33#lopuxin_ap|Пс. 68:33]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 35–37 **Да восхвалят его небеса и земля, море и вся живущая в нем. Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии, и вселятся тамо и наследят и: и семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем** Словами: **да восхвалят Его небеса и земля** – псалмопевец призывает к прославлению Бога все разумные существа, живущие на небе и на земле, т.е. ангелов (см. [[new:kol:01:16|Кол. 1:16]]) и человеков, а словами: **море и вся живущая в нем** – указывает на то, что Господа Бога должны прославлять не только разумные и словесные, но и все неразумные и бессловесные твари, потому что языка человеческого, по словам блж. Феодорита, недостаточно для того, чтобы поведать милости Божии [6, с. 326]. А по словам св. Афанасия, «Если радость бывает на небесах о едином кающемся грешнике, то не гораздо ли больше будут радоваться по освобождении всей земли?» [3, с. 233]. Под именем **Сиона** св. отцы в прообразовательном смысле разумеют Святую Церковь Христову – новый Сион, а под именем **градов иудейских** – христианские храмы, которые устрояются и будут устрояться (**созиждутся**) во всех тех местах и городах, где будут жить (**вселятся**) христиане, которые и будут наследниками будущего Царства Христова (**наследят и**). Под **семенем рабов Божиих** в буквальном смысле можно разуметь еврейский народ, но по связи с предыдущими словами и имея в виду преобразовательный смысл всей этой речи, под именем **рабов** Христовых нужно разуметь апостолов, которые сами называют себя «//рабами Христа//» [[new:rim:01:01|(Рим. 1:1]]; [[new:2pet:01:01|2 Пет. 1:1)]], а **семя рабов** – это ученики апостолов и последователи их учения – все христиане православные, как рожденные апостолами чрез крещение водою пакибытия. Им будет принадлежать св. Сион, или храм Иерусалимский и самый Иерусалим, в котором всегда будут жить (**вселятся в нем**) любящие и призывающие имя Господа Иисуса Христа, т.е. христиане. Под именем **Сиона** псалмопевец разумеет не только земной Сион, но вместе с тем пророчествует и о «//небесном Сионе//» [[new:kol:12:22|(Евр. 12:22)]], который не только наследуют, но в котором **вселятся** навсегда все любящие Христа, Сына Божия. В стихах [[old:ps:068:23|23–29]] псалмопевец выражает строгие прещения и казни от Бога тем злочестивым врагам и ненавистникам его, которые восстали на неповинного и подвергли тяжким страданиям, домогаясь конечной погибели его. Во всех выражениях этих стихов незнакомые с духом Ветхозаветного Писания могут усматривать несвойственные кроткому Давиду чувства озлобления и мщения со стороны псалмопевца за причиненные ему страдания. Но такой взгляд, или такое понимание означенных стихов этого псалма было бы ошибочно и несогласно с духом пророческих Писаний Ветхого Завета. Во-первых, мы уже заметили (при объяснении [[old:ps:068:01|1-го]] стиха), что Давид, прообразовавший в лице своем грядущего Мессию, говорит о себе и не от себя, а по внушению Духа Святого пророчески вещает о Христе Спасителе, а потому и клятвы псалмопевца на врагов своих, имеющие в отношении ко врагам Давида только общее значение молитвы об отмщении, буквально исполнились на Иуде предателе и на врагах Христовых: их прежнее жилище лежит в развалинах, земля опустошена, а потомки их более 18 столетий ходят //согнувшись// по всему свету, //не имея ни князя, ни царя своего//, и лишенные возможности //услышать слово Господне//, как предсказали потом Осия [[old:os:03:04|(Ос. 3:4)]] и Амос [[old:am:08:11|(Ам. 8:11–12)]] и о чем засвидетельствовано не только св. апостолами, но и Самим Иисусом Христом [[new:mf:23:38|(Мф. 23:38]]; [[new:in:17:12|Ин. 17:12]]). Притом, если и допустить, что Давид как человек древнего мира, перенося незаслуженные преследования от врагов своих, мог естественно разразиться в гневе своем такими пожеланиями страшных прещений и проклятий врагам, то и эти пожелания он изрек не столько по справедливому, личному негодованию на врагов, сколько по ревности о Боге, по сознанию бесчеловечности вражеских отношений к Праведнику – Христу Богу. И такую ревность его нельзя назвать «//ревностию не по разуму//» [[new:rim:10:02|(Рим. 10:2)]]; напротив, псалмопевец обнаружил здесь такую же святую ревность, какую впоследствии обнаружили Самуил [[old:1ts:15:32|(1 Цар. 15:32–33)]], Илия [[old:3ts:18:40|(3 Цар. 18:40]]; [[old:4ts:01:10|4 Цар. 1:10–12)]] и другие пророки; какую показали св. апостолы Иаков и Иоанн – сыновья Зеведея, высказавшие готовность свести, по примеру Илии, огонь с неба на жителей самарянского селения за то, что они не приняли к себе их учителя [[new:lk:09:53|(Лк. 9:53–54)]], и Сам Иисус Христос, изгнавший из храма Иерусалимского торговцев [[new:lk:19:45|(Лк. 19:45–46)]]. Поражаясь ревности пророков и апостолов, мы, христиане, последователи Господа нашего Иисуса Христа, не можем и не должны выражать свою ревность так же, как выражали они. Иисус Христос, изгнавший из храма торжников, этим самым засвидетельствовал только о Своем высоком праве как Мессии и Сына Божия – праве судить и наказывать. Нам же, Своим последователям, Он запрещает подобные действия. Иакову и Иоанну, ученикам Своим, заявившим желание низвести с неба огонь на грубых жителей самарянского селения, Он сказал: «//Не знаете, какого вы духа: Сын Человеческий пришел не губить души человеческия, а спасать//» [[new:lk:09:54|(Лк. 9:54–56)]]. Мы должны выражать ревность о Боге, о вере в Него, о нравственности, о честности и доброй жизни христианской не огнем и мечом, а другими способами: мы должны наставлять, учить, вразумлять, по заповеди апостола, «//духом кротости//» [[new:lk:06:01|(Гал. 6:1)]], страхом спасать заблуждающих, «//обличать с боязнию, исторгая из огн//я» геенскаго [[new:iud:01:23|(Иуд. 1:23)]], и примером собственной благочестивой жизни указывать неведущим истинный путь ко спасению. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]