[<10>] ====== Толкования на Пс. 69:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Аз же нищь есмь и убог, Боже, помози ми: помощник мой и избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни** **Аз же нищ есмь и убог,** то есть я лишен праведности упомянутых выше мужей, и живя в нищете, не имею богатства праведности, потому умоляю не лишить меня помощи Твоей. **Помощник мой и избавитель мой ecи Ты, Господи не закосни.** Я сподобился Твоего о мне промышления, и как можно скорее услышь меня, не медли исполнением моего прошения. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Аз же нищь есмь и убог, Боже, помози ми: помощник мой и избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни** **«Аз же нищь есмь и убог, Боже помози ми»**, то есть, лишен я праведности упомянутых выше, и живя в нищете, не имею богатства добродетели. **«Помощник мой и избавитель еси Ты;»** потому что сподобился я Твоего промышления. **«Господи, не закосни».** Помоги мне вскоре, не отлагай исполнения просимаго мною. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аз же нищь есмь и убог, Боже, помози ми: помощник мой и избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни** **Аз же нищ есмь и убог, Боже, помози ми** И это находится в [[old:ps:039:18|39]]м. Но вместо: Боже помоги мне! там написано: Господь, да попечется о мне. Слова //Евсевия//: Замечай, что Давид хотя и богатый царь, умел однако ж прилагать к себе сие изречение; чем более ты велик, тем более покоряйся и обрящешь у Господа благодать. Потому то он, умаляя себя и взирая на богатство благости Божией, называет себя нищим и бедным в видимом. Но, быть может, он говорить сие и от лица языческого народа, как нищего и бедного по причине греховности и нечестия и просящего ускорить помощью Христовою, и посрамить умных врагов. Ибо когда мы потеряем всякую помощь человеческую, тогда вместо всего найдем Бога. **Помощник мой и избавитель мой ecи Ты, Господи, не закосни** И это написано в [[old:ps:039:18|39]]м. Но вместо: избавитель, там находится: защититель. А вместо: Господи! там стоит: Боже мой! Посему изъяснение сего псалма смотри в [[old:ps:039:18#evfimij_zigaben|39]]-м псалме. Слова //Исихия//: Помощник, как сильный; избавитель, как преданный за нас в залог на краткое время смерти для избавления нашего плена, не умедли; ибо в больном сем отчаялись все врачи. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Аз же нищь есмь и убог, Боже, помози ми: помощник мой и избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни** Изречением сего стиха: **Боже, помози ми** – заменены в соответствующем ему [[old:ps:039:18|стихе 18 Пс.39]] слова: //Господь попечется о мне//, – а словами: **Избавитель мой Господи**, – заменены слова: //Защититель мой, Боже мой//. В сущности, смысл и значение в тех и других словах и изречениях – одни и те же. Несмотря на свое царское достоинство и соответственное сему богатство, св. Давид признает себя нищим и убогим, желая тем показать ничтожество нашей греховной природы и нашей временной жизни и научить смирению, которое низводит благодать Божию на человека [[new:iak:04:06|(Иак. 4:6)]]: «Чем более ты велик на земле, тем более смиряйся и покоряйся, и обрящешь тем благодать у Бога». Умаляя себя и взирая на богатство благости Божией, св. Давид называет себя нищим и бедным в видимом мире, а потому и просит и надеется получить скорую помощь от Бога. **Не закосни** – здесь то же, что //потщися// [[old:ps:069:02|(ст. 2)]], т.е. «ускори, Господи, не умедли с Своею помощью». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]