[<10>] ====== Толкования на Пс. 70:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Боже мой избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго** **Боже мой, избави мя от руки грешнаго,** из руки законопреступнаго и обидящаго. **Грешнаго**, т.е. народа иудейского, потому что он был и законопреступный и обидящий; — законопреступный, как осудивший неповинных, — обидящий, как не имевший никакого основательного предлога к их осуждению. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Боже мой избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго** Умоляю Тебя, Владыка, избавить меня от владычества живущих в лукавстве и нечестии. ===== Евфимий Зигабен ===== **Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступного и обидящего** Ибо таковы были господствовавшие над ними. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго** Здесь хотя полагается единственное число, означающее одного некоего главнаго врага, однако не исключаются и многие другие; ибо вероятно, что целые полки врагов, ежели положить и рядовых воинов в числе их, окружали Давида. Мы негде сказали, коликим пособием служит ко испрошению милости **Божией** то, когда мы внутренно удостоверены бываем о невинности нашей, – то же самое и здесь повторяет. Ибо тогда свободно можем жаловаться пред Богом, что нас неправедно и беззаконно гонят враги, когда ничем не раздражили их; а потому не можем сомневаться, чтоб Бог невинности нашей не защитил, когда обещал быть покровителем неправедно гонимых. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–6 **Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго: яко Ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея. В тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о тебе пение мое выну** Здесь псалмопевец молит Господа Бога избавить его **из руки**, т.е. от власти, **грешнаго**, или, что то же, нечестивого, отвергшего и веру, и страх Божий, – от власти **законопреступнаго**, т.е. человека, развращенного в такой степени, что он уже не справляется ни в словах, ни в действиях своих ни с каким законом, для которого закон как бы не существует, который по этому самому не стесняется причинить какую бы то ни было обиду или насилие ближнему (**и обидящаго**). И эту молитву подтверждает уверением в том, что Господь Бог составляет предмет его терпения (**Ты еси терпение мое**... Подобные изречения см. в [[old:ps:024:02|Пс. 24:2–5]]; [[old:ps:038:08|Пс. 38:8]]; [[old:ps:039:02|Пс. 39:2)]], непоколебимого ожидания помощи от Бога от самой юности его. Нечто иное, говорит, как надежда на Твою помощь побуждает меня к терпению, Твоею благодатию я приобрел твердую почву, именно в уповании на Тебя я так утвердился, что стал непоколебим в терпении, и это не теперь только, но от самого матернего чрева (**от утробы**), т.е. от самого рождения своего в Тебе я нахожу опору и укрепление. Я сознаю, что если бы не Твое попечение о мне, я погиб бы и в самом рождении, и в летах детства и юности: **от чрева матери моея Ты еси мой покровитель**. А потому одного Тебя и воспеваю всегда в своих песнопениях, о Тебе составляю псалмы, **о Тебе пение мое выну**. Под именем **законопреступнаго и обидящаго** разумеет как Саула, так и вообще всех гонителей и злоумышляющих на жизнь и честь его. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]