[<10>] ====== Толкования на Пс. 70:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене** **Не отвержи мене во время старости.** //Старостью// именует здесь немощь. Посему говорит так: да не будет, Владыко, такого времени, в которое оказался бы я немощным. А потому молится о том, чтобы никогда не терять ему упования на Христа, потому что Он наша крепость. **Внегда оскудевати крепости моей, не остави мене.** Если мне, как человеку, и случится когда согрешить, не оставь меня, Господи, за грех, но воззови снова, как человеколюбец. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене** Прошу о том, чтобы и ныне пользоваться мне тем же промышлением, каким пользовался в юности, и умоляю о том, чтобы и в самой старости не быть мне оставленным без Твоей попечительности. Поелику исшествие из Египта наименовал юностию, то старостию назвал время пленения; потому что между тем и другим протекло много времени. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене** **Не отвержи мене во время старости** Боже, говорит, от юности моей бывший мне помощником, не отвергни меня во время старости. Ибо я уже состарился от долговременного пребывания в вавилонском плену. Правдоподобно, что эти слова сказаны пророком от лица старейшин народа. Известна всем старость тела, старость же души есть грех. **Внегда оскудавати крепости моей, не остави мене** Это полустишие относится к объяснению предыдущих слов, разуметь ли старость души или тела. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене** Понеже выше сказал, что Бог не токмо был покровителем в юности его, но и питателем во младенчестве, и хранителем во все течение жизни: сего ради ныне, старостию удручен быв, повергает себя в отеческое недро Его. Ибо чем больше оскудевают наши силы, тем большую имеем нужду прибегать к Богу и надеяться на Его помощь. Разум слов есть таковый: Господи! Ты, Который во цвете юности хранил меня здрава и цела, ныне уже увядшаго и истощеннаго **не остави мене**. Я требую Твоея помощи: изнеможение мое да преклонит Тебя к милосердию. Из сего стиха не без причины заключают толковники, что в сем псалме Давид имеет слово о злом умысле Авессалома. В самом деле, ужасное оное и печальное позорище было причиною того, что не токмо простой народ, или глупая чернь, но и самые постоянные люди отвращали очи от него, яко от некоего чудовища, между тем как сын, согнав отца с престола, искал в пустынях убить его. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене** И да не оставит теперь в старости того, кто с детства был привержен к Нему! **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 9–11 **Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй** Псалмопевец, выразив упование свое на Бога, какое имел он в прошедшем, во дни юности его, от самого рождения своего [[old:ps:070:05|(ст. 5-6),]] теперь умоляет Господа Бога не оставить его и в будущем, во дни приближающейся к нему старости. Господи Боже мой, говорит он, Ты был мне помощником от юности моей, не отвергни меня и **во время старости** моей, когда будут умаляться силы мои, не оставь меня. А далее он жалуется на врагов своих, которые, домогаясь погибели его, все заодно совещались преследовать и схватить его и при этом говорили, что Бог оставил его и нет у него более никакого заступника. Горько было св. Давиду выслушивать такую клевету и лживую молву, умышленно распространяемую о нем, что он будто бы, за нечестие его, отвержен Богом. И вот он говорит. Господи! Теперь я более чем когда-либо нуждаюсь в Твоей помощи и заступлении, потому что враги мои стали говорить обо мне, и злоумышляющие на жизнь мою советуются между собою, говоря: Бог оставил его, преследуйте и схватите его, потому что уже некому теперь избавлять его. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]