[<10>] ====== Толкования на Пс. 70:17 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и доныне возвещу чудеса твоя** **Боже мой, имже научил мя ecи от юности моея.** Ибо с первого, так сказать, дня, в который избрал их, предал им, что требовалось знать о царствии небесном. **И до ныне возвещу чудеса Твоя.** Не забываю того, чему научен, но что изучил сам, то возвестил и другим. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и доныне возвещу чудеса твоя** См. Толкование на [[old:ps:070:15#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 70:15]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Боже мой! имже научил мя ecи от юности моея, и до ныне возвещу чудеса Твоя** И сии слова сказаны со стороны Давида, притом (в греческом подлиннике) с требующею исправления перестановкою и исправляются так: Боже мой, я возвещу чудеса твои, которым Ты учил меня и проч. Чудесами он называет чудеса, написанные в книгах ветхого завита, которые Бог произвел для спасения народа иудейского или и те, которые чудесно совершил во дни Давида. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 17-18 **Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и доныне возвещу чудеса твоя. И даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, Дóндеже возвещу мышцу твою роду всему грядущему** Здесь паки проповедует Давид, колико обязан был Божиим благодеяниям, дабы чрез то не только расположить себя к благодарности, но и укрепиться в надежде на будущее время, как видно из следующаго стиха. А понеже Бог не токмо словом, но и делами научает нас, то Пророк сию вторую часть наипаче замечает здесь, показывая, что он от самаго младенчества из безчисленных опытов научился, и в сей науке довольно успел, что нет ничего лучше и спасительнее, как уповать на единаго Бога. А дабы никогда не мог забыть сего на опыте основаннаго учения, сего ради глаголет: **и до ныне возвещу чудеса Твоя**, дабы неблагодарностию своею не пресечь течения милостей Божиих, а наипаче дабы не пострадать сего под старость. Ибо молитва его основывается на таком умозаключении, аки бы сказал: **Боже**, Ты **от юности моея** всегда был еси щедр и милостив ко мне: ныне, когда изнемогают силы мои, не подашь ли руку помощи Твоея? И конечно, так надобно разсуждать, что когда Бог удостоил нас промысла Своего еще сущих младенцев, и не токмо** от юности** содержал нас в милости Своей, но и чрез все течение жизни не преставал благодетельствовать нам, то нельзя статься, чтоб при кончине без помощи оставил. Для того частицу и должно брать здесь в заключительном смысле, аки бы сказано было, что Бог, Котораго благость никогда не истощается, и Который всегда пребывает неизменен, таков же будет к нам престарелым, каков был и к юным. Потом и другим доказательством молитву свою подтверждает, показывая, что ежели оставлен будет в старости, то и милость Божия, которою доселе подкрепляем был, останется без проповедника. Таким образом просит Давид, чтоб Бог до самой кончины жизни помогал ему, дабы мог он возвестить и потомкам своим безпрерывное течение милостей Его, и при самой смерти засвидетельствовать, что Бог верных рабов Своих, прибегающих к Нему, никогда не оставляет. Ибо под именем рода грядущаго разумеет сынов и внуков, до которых память милостей Божиих не иначе дойти может, как по совершенном исполнении течения своего. Под именем **мышцы** разумеет Божию крепость, яко действие правды Его. Между же тем сими именами проповедует образ избавления своего, которым себя поздравляет, показывая, что Бог явил на нем пресветлое знамение чудныя силы Своея. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и доныне возвещу чудеса Твоя** Еще с юности Бог, так часто помогая ему, научил его торжественному прославлению имени Божия; и до настоящего часа он благодарно прославлял Его за все чудеса, которые Он сотворил над ним. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и доныне возвещу чудеса Твоя** Св. Давид был, несомненно, очень внимателен ко всему тому, что совершалось в его жизни, и, твердо веруя во вседействующий Промысл Божий, все, что с ним происходило в жизни, все обстоятельства житейские, благоприятные и несчастливые, приписывал сему попечительному о нем Промыслу и из всех этих обстоятельств извлекал поучительные и полезные для него уроки, из всего этого научался от юности своей. Равным образом он поучался и из того, что мог узнать от других о правде и милости Божией, являемых в судьбах народа Божия и всего рода человеческого: ему небезызвестны были те чудеса, которые Бог совершил для спасения народа иудейского и которые описаны в книгах Ветхого Завета, особенно же те, которые совершены были во дни самого Давида. О сих-то чудесах и о сем опытно-житейском научении и говорит он в настоящем стихе: **Боже мой**! Говоря о правде Твоей, я буду возвещать и о всем том, чему научил Ты меня от дней юности моей и доныне, я не перестану возвещать о чудесах Твоих. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]