[<10>] ====== Толкования на Пс. 70:22 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ибо аз исповемся тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину Твою, Боже: воспою тебе в гуслех, Святый Израилев** **Ибо аз исповемся Тебе, в сосудех псаломских истину Твою, Боже.** Так, говорит, уготовлю себя исповеданием, что в состоянии буду наименоваться сосудом песнословия. Ибо, если наименован сосудом избрания, то, без сомнения, назван и сосудом песнословия. **Воспою Тебе в гуслех;** разумеет душевную гармонию, ибо когда душа не делает и не терпит ничего противного себе ни по жизни, ни в отношении к догматам, тогда, и именно тогда, справедливо может быть названа духовными гуслями. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ибо аз исповемся тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину Твою, Боже: воспою тебе в гуслех, Святый Израилев** **«Ибо аз исповемся Тебе в людех Господи»**. Не престану повествовать о дарах Твоих и возвещать о них неведущим. Надлежит же заметить, что и здесь упоминает о многих народах, которые, по вочеловечении Спасителя нашего, получили спасение чрез проповедников из иудеев. **«В сосудех псаломских, истину Твою Боже, воспою Тебя в гуслех Святый Израилев».** Слагая же песнопения, употреблю и обычныя орудия. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ибо аз исповемся тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину Твою, Боже: воспою тебе в гуслех, Святый Израилев** **Ибо аз исповемся Тебе в людех, Господи** Союз—ибо— здесь излишен, как это мы заметили и в других местах. Итак, Давид говорит, что он будет благодарить не среди одного какого либо народа, но среди многих народов. Ибо Давид не только среди иудейского народа, но и среди народов из язычников посредством псалма сего имел славословить и благодарить Бога. То же самое яснее он сказал в конце [[old:ps:017:50|17]] псалма: За сие я буду прославлять Тебя, Господи, пред народами. И //Феодорит// сказал: Он и здесь упомянул о многих народах, которые, по во человечении нашего Спасителя, посредством иудейских проповедников получили спасение. **В сосудех псаломских—истину Твою, Боже** Сосудами псалмопения Давид называет различные музыкальные орудия, посредством которых, как говорит, он будет исповедываться, то есть, прославлять истину Божию. В высшем смысле сосуды псалма суть Христиане, которых души настроив, по мнению Евсевия, и соединив, Давид чрез них всегда поет Богу. И здесь должно подразумевать один и тот же глагол—буду исповедоваться, употребленный выше. Почему и надлежало бы сообразно с предыдущим и здесь поставить его с дательным, и сказать «истине Твоей». Но он без различия сочинил его с винительным: буду, говорит, исповедовать истину Твою, Господи, то есть, что Ты Бог истинный, не только по сущности, но и по обещаниям и словам Твоим. //Афанасий// говорит: Чрез исповедание (говорит) я сделаюсь столько способным, что могу называться сосудом песнопения. Если (в писании) сказано название: сосудом избрания; то явно, что (может быть сказано и название) и: сосудом песнопения. //Исихий//: Не столько буду исповедываться посредством чувственных орудии, сколько чистым сердцем и целомудренным языком,— языком не говорящим ничего чуждого святыни; ибо сии то (орудия) истинно и праведно называются сосудами псалма (в изд. Своде). **Воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев** Это служит к изъяснению предыдущего речения, —ибо сосуд пения есть также и гусли, а чрез гусли Давид показал и другие музыкальные орудия. Гуслями Давид называет царское орудие, на котором он пел псалмы, как мы сказали в предисловии сей книги в главе 5-й. Подобным образом он пел их и на орудии—псалтири. Сии орудия могут быть приложены и к нам; и сосудами псалма можем назвать рот, уста, язык и все то, что служит орудием голоса человеческого, а под гуслями будем разуметь душу. Святый Израиля есть Бог освящающий Израиля. Называется также Святым и Бог и человек,—Бог как освящающий, а человек, как освящаемый, притом Бог называется Святым по естеству, а человек по положению, или причастию. А что это истинно, свидетельствует о том апостол Павел, говоря о Христе: Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением [[new:1kor:01:30|(1Кор. 1,30)]]; сделался премудростью для умудряемых, праведностью для оправдаемых, освящением и избавлением для освящаемых и избавляемых. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 22-24 **Ибо аз исповемся тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину твою, Боже: воспою тебе в гуслех, святый Израилев. Возрадуетеся устне мои, егда воспою тебе, и душа моя, юже еси избавил: еще же и язык мой весь день поучится правде твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне** Здесь паки приступает Давид к благодарению, понеже ведал, что Бог на тот конец верным рабам подает помощь Свою, дабы прославляли благость Его. Употребляя имена песненных орудий и гуслей, сообразуется обычаю тогдашних времен. Ибо нет сомнения что пение на органах и гуслях в Иудейской Церкви составляло часть обрядоваго закона, или прообразовательнаго Богослужения. Сие разумеется о всенародном и торжественном благодарения древних. Ныне хотя не запрещается употреблять мусикийския орудия в домах, но во храмах играть на них ясным изречением Святаго Духа не позволяется, когда //Павел// повелевает нам глаголати и молитися известным токмо языком [[new:1kor:14:13|(1Кор. 14:13)]]. Под именем **истины** разумеет то, что чрез избавление, бывшее свыше, воздана упованию его достойная мзда. Сия бо обоя, сиречь, обещание Божие и **истина** во исполнении оных, соединены между собою неразрываемым союзом. Но ежели мы не будем зависеть от слова Божия, то все благодеяния, какия бы Бог ни оказал нам, будут недействительны; ибо ни к молитве, ни к благодарению охоты иметь не будем без руководства того же слова. В следующем [[old:ps:070:23|23]] стихе изображает, что он не лицемерно, ниже с холодностию имеет благодарить Бога, но с сердечным жаром благочестивый долг сей исполнит. Ибо употребляя различные образы выражений, разумеет вкратце, что он ни в чем большаго увеселения находить не будет, как во хвалении Бога: а таким образом косвенно порицает безумное веселие тех, которые, оставя Бога, в суетных забавах удовольствие находят, и о временном токмо счастии радуются. К тому же относит и последний стих, показывая, что никакая радость не будет ему приятна, которая не соединена с хвалами Бога, и что самое сладчайшее упражнение будет для него то, чтоб хвалить своего Избавителя. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо аз исповемся тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину твою, Боже: воспою тебе в гуслех, святый израилев** ср. [[old:ps:068:31|Пс LXVIII:31]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Ибо аз исповемся тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину Твою, Боже: воспою тебе в гуслех, Святый Израилев** В этом стихе псалмопевец изъявляет, что о всем сказанном им выше, т.е. и о чудесах Божиих [[old:ps:070:17|(ст. 17)]], и о правде Его [[old:ps:070:15|(ст. 15]] и [[old:ps:070:19|19)]], и о всемогущей силе Его [[old:ps:070:18|(ст. 18-19)]], и, в частности, о всех бедствиях и скорбях [[old:ps:070:20|(ст. 20)]], и о всех величиях и возвышениях [[old:ps:070:21|(ст. 21)]], какие Господь допускал испытывать на себе Давиду, он желает открыть и всенародно (**в людех**) исповедать и объявить, чтобы наилучшим образом прославить истину Божию: он желает не только прославить и все то исповедать, но и **воспеть в сосудех псаломских**, т.е. на тех музыкальных инструментах, на которых он уже привык воспевать свои псалмы, во славу Божию, и которые введены были в употребление при обрядовом богослужении в Церкви иудейской, каковы псалтирь, гусли, кимвалы и др. Бога псалмопевец называет здесь **Святый Израилев** – в том смысле, что Бог был освящением для израильтян, как и в Новом Завете Христос, по словам апостола, сделался для верующих в Него «//праведностию и освящением//» [[new:1kor:01:30|(1 Кор. 1:30)]]. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]