[<10>] ====== Толкования на Пс. 71:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец, псалом Давиду о Соломоне** //Содержание//: В настоящем псалме предуказуется пришествие Христово и призвание язычников. Надписывается же псалом: **о Соломоне**, потому что Христос есть истинный Соломон — миротворец, как //сотворивый обоя едино и средостение ограды разоривый// ([[new:ef:02:14|Еф. 2,14]]). **Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву** **Боже, суд Твой Цареви даждь.** Определено Тобою, Отче, чтобы единородный Сын Твой воссиял сущим на земле. Посему, да будет приведено к концу древле определенное судом Твоим. **И правду Твою Сыну Цареву.** Сын, Который есть Отчая правда, именуется приемлющим правду по человечеству. Ибо Христос есть и Царь, и Сын Царев. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Боже, суд твой цареви даждь, и правду твою сыну цареву** Пророк доброжелательствует царю и желает испросить ему дар Божий. Дары Божии многочисленны и многообразны. Кто не дерзает просить вдруг многого, тот обыкновенно избирает предмет прошения, преимущественно благопотребный. Какой же дар избирает Пророк в предмет прошения для царя? Суд и правду. **Боже, суд Твой Цареви даждь, и правду Твою Сыну Цареву**. Нет сомнения, что выбор Пророка есть мудрый. Итак, должно признать пророчески верным то, что суд и правда составляют дар Божий, преимущественно благопотребный царю и царству. Слово **правда** многознаменательно в Священном Писании, но будучи соединено со словом **суд**, получает чрез сие определенное значение. **Правда** значит здесь постоянное расположение справедливо судить и по справедливому суждению действовать, отдавать всякому свое, оправдывать правое, не оправдывать неправого, не позволять себе несправедливого суждения и несправедливого дела и, по возможности, возбранять сие другим. Как действие такой правды, Пророк предвозвещает царю то, что он //спасет сыны убогих, и смирит клеветника; от лихвы и от неправды избавит души их, и честно имя его пред ними// [[old:ps:071:04|(Пс.71:4,14)]]. **//Беседа в день тезоименитства благоверного Государя наследника престола цесаревича Великого князя Николая Александровича (1865 г.).//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 1-4 **Боже, суд твой цареви даждь, и правду твою сыну цареву: судити людем твоим в правде и нищым твоим в суде. Да восприимут горы мир людем и холми правду. Судит нищым людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника** Суд, или духовный разум, — дар Божий. Святой царь просил у Бога духовного разума для себя и для сына своего. Достойное подражания действие! И каждый христианин может и должен произносить о себе самом молитву венчанного Пророка. Под именем царя он может разуметь свой ум, а под именем сына царева — деятельность, рождающуюся от ума. Под именем людей и нищих он может разуметь свойства душевные, данные человеку Богом, обнищавшие по причине падения. Клеветником назван лжеименный разум и содействующий ему падший ангел, родитель и источник лжеименного разума; они постоянно стараются выказать добродетели и пороки в искаженном виде, противоречат и противодействуют Слову Божию, оклеветывают Слово Божие, нагло усиливаются представить Божию премудрость безумием. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **О Соломоне, псалом Давиду** **«О Соломоне».** Что настоящий псалом ни мало не приличествует Соломону, это, думаю, признают Иудеи, желающие сказать правду, тем паче питомцы веры. Ибо во первых Соломон не обладал пределами земли, не собирал дани с западных и восточных народов; притом, как человек, пожив соразмерное естеству время, приял конец жизни, и даже не славный. А псалом показывает, что Тот, о Ком он пророчествует, древнее солнца и луны. Точнее же сие даст видеть изъяснение речений псалма. Да и надписание не неприлично, и свободно применяется к Спасителю; потому что Соломон толкуется мирный, и сие ясно показывает история Паралипоменон; ибо Бог через Нафана говорит Давиду://«зане Соломон имя ему, и мир дам во дни его»// ([[old:1par:22:09|1Пар.22:9]]). Сие же наименование имеет и Владыка Христос. Великий проповедник истины Павел взывает: //«той есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый»// ([[new:ef:02:14|Еф.2:14]]). И Сам Господь говорит священным Апостолам: //«мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам»// ([[new:in:14:27|Ин.14:27]]). Посему Его царство, Им возстановленный мир и спасение язычников предвозвещает псалом сей. И поелику Он – Бог и человек, и Бог Он всегда, а человечество приял ради нас; то пророчество показывает то и другое, – говорит, что, как Бог, имеет Он власть над всеми, а как человек, приемлет оную от Отца Своего. **Боже суд Твой Цареви даждь, и правду Твою Сыну Цареву** Владыка Христос –и Царь и Сын Царев. Потому пророчество называет Его Царем и Сыном Царевым. Так и Патриарх Иаков именует Его и львом и скимном львовым. Ибо говорит; //«скимен львов Иуда от леторасли сыне мой возшел еси: возлег, уснул еси яко лев, и яко скимен: кто возбудит Его»// ([[old:gen:49:09|Быт.49:9]])? Не только Он Царь, но и Сын Царев; потому что, как Бог, рожден Всецарем Богом, а как человек, имеет предком Царя Давида. И пророческое слово испрашивает, чтобы Ему, как человеку, дана была правда от Бога. Потом открывает причину. ===== Евфимий Зигабен ===== **Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву** Поелику пророк Давид провидел то, что относится к вочеловечению Христову; то посему он просит Бога, чтобы даны были Христу, как человеку, те преимущества, которые он имел по Божеству. Так и Христос говорил об Отце, что всякий суд Он отдал Сыну [[new:in:05:22|(Иоан. 5,22)]]; также: дана Мне всякая власть на небеси и на земли [[new:mf:28:19|(Матф. 28, 19)]]. А царем и Сыном Царя Давид назвал Христа, как Бога и Сына Божия, Который, по словам //Феодорита//, родился от всецаря— Бога. Словом (греч.) κριμα он называет такой суд, которому изъяснением служит правда. Ибо Христос был судия праведный, по Божеству, а получил сие от Отца и как человек, как Он же сказал: а Я поставлен от Него царем [[old:ps:002:06|(Пс. 2,6)]]. Христос также может быть назван царем и по человечеству, как происходивший от царского колена и называвшийся Христом (помазанником). Ибо христами назывались и цари, как помазанники Божии. Христос же называется сыном царя, поелику, по человечеству, Он был Сын царя Давида, как сказано: книга родства Иисуса Христа — сына Давидова [[new:mf:01:01|(Матф. 1,1)]]. Другой говорит: Слова: «Боже, дай суд Твой царю», можешь понимать и так: Поелику Тебе, Отец, рассудилось, говорит, явить сущим на земли Единородного Сына Твоего; то сей древний суд Твой пусть будет приведен в исполнение. Впрочем, нет никакой нелепости и в той мысли, что Давид молится о даровании суда и правде сыну своему Соломону, чтобы он мог судить право для пользы народа. Также и //Феодорит//: Пророчество называет Его и царем и сыном царя, так и патриарх Иаков называет Его львом и скимном льва: возлегши, говорит, уснул, как лев и как скимен; кто возбудит Его? Ибо Он не только царь, но и сын царя. И //Феодорит//: Дай силу и премудрость судить и решимость праведно судить. И //Афанасий//: Он, как правда Отца, получил, как говорится, правду по человечеству. Это Христос—и Царь и Сын царя. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **О Соломоне. Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду** Содержание: Давид, будучи уже при смерти, поручает Богу сына и наследника престола своего **Соломона**, прося, дабы наставил его в добродетели и разуме. В сем псалме пророчествуется и о Христе, предвечном **Царе**, о Его пришествии на землю и о распространении мирнаго и блаженнаго царства Его во всех народах. Толкование: Хотя Давид, будучи близок к смерти, прилежно сына своего препоручает Богу, однако нет сомнения, что сими словами предписывает он и всей церкви общий образец молитвы, как для того, чтоб верные, будучи под единою главою, законную власть почитали, ежели хотят жить благополучно и мирно, так и для того, чтоб от онаго прообразовательнаго царства мысленно восходили ко Христу, высочайшему всех **Царю**. Сущность слов состоит в прошении, дабы Бог избраннаго Собою **царя** наставил духом правоты и мудрости. Ибо под именем **правды** и **суда** разумеет благоучрежденный образ правления противополагая его мучительской и необузданной власти нечестивых царей, которые, забыв Бога, царствуют по своей воле: а таким образом благочестиваго **царя** Израилева, небесным помазанием почтеннаго, от прочих царей земных различает. Но между тем из слов его заключить можно, что нет в мире ни единаго благоучрежденнаго царства, которое бы не зависело от власти Бога. Ибо ежели бы цари имели довольно силы в самих себе, всуе просил бы Давид свыше того, что мог сообщить сыну своему от себя самого. Ныне же, прося **Соломону** **правды** и **суда** у Бога, напоминает, что никто к царскому служению способен быть не может, ежели не будет образован рукою Бога. Сего ради Дух Святый у **Соломона** вещает: //Мною царие царствуют, и сильнии пишут правду// [[old:pr:08:15|(Притч. 8:15)]]. А как государственное правление есть дело преважное, то не дивно, что Бог хощет признавать Себя виновником онаго и всю честь государскую относить к Себе. От сего общаго положения должно прейти к частному: ибо ежели учреждение царств и оных охранение вообще есть особенное дело Бога, то кольми паче нужно было ему в благоучреждении и охранении священнаго онаго царства, которое Сам избрал, проявить особенную благодать Своего Духа. Под именем **сына царева** должно разуметь не токмо **Соломона**, но и преемников его, а паче – вышенебеснаго онаго Помазанника. Ибо Пророк более взирает здесь на оное изречение Бога; //от плода чрева твоего посажду на престоле твоем// [[old:ps:131:11|(Пс. 131:11)]]. В потомках Давидовых не обрящем мы такого достоинства, донележе не дойдем до Христа: ибо известно, что по смерти Соломона твердость престола пала, а с нею купно и могущество сил умалилось. Народ отведен был в плен, где, по избиении царей, царство Израилево постигла пагуба. Да и по возвращении народа из плена не такое было возстановление, которое бы великую надежду обещало, донележе от корене Иессеова аки цвет произошел Мессия, Который между сынами Давида первый занимает степень. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву** Псалом этот всегда считался мессианским, но так, что одни первее всего относили его к Соломону, созерцая в нем прообраз Мессии; другие же исключительно ко Христу, и под Соломоном в надписи разумели Мессию, Царя мира; иные же одни слова псалма относили к Соломону, а другие – ко Христу. Нам кажется возможно только или признать, что автор псалма, относя его к Соломону, созерцал в Соломоне обетованного Мессию, желал и ожидал при наступлении его царствования, чтобы в нем и на нем исполнились мессианские обетования; или же признать псалом исключительно мессианским, допуская, что в изображении Мессии и мессианского царства он воспользовался только обстоятельствами славного царствования Соломонова, так как он казался автору самым соответственным типом мессианской власти. Мы признаем последнее; уже Таргум и большая часть раввинов считают псалом прямо мессианским. Только о Мессии, а не о обыкновенном земном царе израильском могло быть сказано, что царство Его распространится по всей земле и при том не посредством оружия, что Он будет владычествовать над всеми царями и народами, и что Он Сам будет вечно жить и т. д. Этот псалом мог быть написан самим Соломоном, который ввиду мессианских обетовании, данных Давиду, и при созерцании своего славного царствования, легко мог воодушевиться к пророчеству, как оно изложено в нашем псалме. **Суд Твой** – суд, представляющий в действительности Твой суд, соответствующий божественной воле и закону. **Сын царев** – Мессия, как потомок Давида, как происходящий от царского рода. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **Боже, суд твой цареви даждь, и правду твою сыну цареву: судити людем твоим в правде и нищым твоим в суде** По надписанию славянской Библии этот псалом представляется принадлежащим Давиду и писан им о Соломоне, являясь, таким образом, молитвой царя за своего сына, наследника престола. В еврейской же Библии он носит надписание псалма Соломона (русский перевод неправилен). Из того, что исторические книги ничего не говорят о предсмертной молитве Давида за Соломона, молчание о каковом случае, важном по существу своего содержания, как завещание еврейского любимого царя, невероятно, если бы только подобный факт существовал в действительности, затем из того, что здесь упоминаются местности Фарсир и Сава, неизвестные во время Давида, а сделавшиеся известными только при Соломоне, когда с первым он завел оживленные торговые сношения ([[old:3ts:10:22|3 Цар X:22]]; [[old:2par:09:21|2 Парал IX:21]]), а из второй приходила к нему царица ([[old:3ts:10:01|3 Цар X:1-10]]) и Давид, потому, не мог знать о них и говорить вне условий и обстановки своего времени, наконец, из того, что отличаясь характером рассуждения, чем не обладают псалмы Давида, он представляет большое сходство с молитвой Соломона при Гаваоне ([[old:3ts:03|3 Цар III:5-10]]), должно заключить, что писателем псалма был Соломон. Самый же псалом представляет в своем содержании изображение того идеала царя и царствования, какой себе нарисовал Соломон и какой он желал бы осуществить. Если же он молится о себе в третьем лице, то это не необычно в Псалтири. Напр., Давид в [[old:ps:017:21|ХVII Пс 21]] стихе молится о себе в третьем лице; псалмы [[old:ps:019:start|19]], [[old:ps:020:start|20]] написаны им о себе от лица народа. Надписание 70-ти, приписывающее этот псалом Давиду, вероятно, объясняется тем, что после этого псалма есть приписка, "кончились молитвы Давида", т. е., этим псалмом заканчивается собрание песней Давида, почему они и заменили надписание в смысле "псалом о Соломоне". Но данную приписку понимать буквально точно нельзя. В предшествующих до [[old:ps:070:start|70]]-го псалма собраниях есть псалмы, принадлежащие сыновьям Кореевым ([[old:ps:043:start|43-48]]), Асафу ([[old:ps:049:start|49]]) и это надписание указывает лишь на преимущественное, главенствующее обилие псалмов Давида в этом сборнике, на последнего, как писателя a potiori, а не единственного только. //Боже! Даруй сыну царя силу утвердить правду и мир, да будет его царствование благотворно, как благотворен дождь для земли// //"Суд"//, //"правда"// - выражения синонимические, означающие желание Соломона быть в судебных делах строго справедливым, составляющим свои решения в согласии с существом дела, а не по каким-либо внешним, случайным, хотя бы и сильно к себе подкупающим мотивам. Таково, напр., решение им спорного дела двух блудниц (см. [[old:3ts:03:start|3 Цар 3 гл.]]). Его решения, как опирающиеся только на справедливость, должны быть, поэтому, и беспристрастны: они одинаковы для всех людей, как знатных и сильных, так слабых и бедных (//"нищих"//). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **О Соломоне, псалом Давиду** Основываясь на этом кратком надписании 71-го псалма, многие древние и новые толкователи псалмов считали этот псалом принадлежащим Давиду как составителю его, а выражение о Соломоне объясняли в том смысле, что царь Соломон, сын Давида, составляет предмет этого псалма. Но так как многие черты, в которых изображается здесь славное царствование славного царя, не могут быть приложимы к Соломону, как вообще и ко всякому другому земному царю, а могут относиться исключительно ко Христу как вечному Царю славы, то и нужно признать, что автор этого псалма, говоря в нем как бы о Соломоне, пророчески созерцал в лице Соломона Обетованного Мессию и потому желал и ожидал, чтобы при наступлении Его царствования в Нем и на Нем исполнились мессианские обетования (см. [[old:2ts:07:13|2 Цар. 7:13]], [[old:2ts:07:16|16]]). Только о Мессии, а не обыкновенном земном царе, могло быть сказано, что царство Его распространится по всей земле [[old:ps:071:08|(ст. 8)]], что Он будет владычествовать над всеми царями и народами [[old:ps:071:09|(ст. 9–11)]] и что Он Сам будет вечно жить [[old:ps:071:05|(ст. 5]], [[old:ps:071:07|7]], [[old:ps:071:17|17)]] и т.д. По содержанию своему псалом этот есть вдохновенная молитва о том, чтобы Бог даровал царю мудрость и правду, чтобы он судил народ свой разумно и справедливо [[old:ps:071:01|(ст. 1–4)]], чтобы царствование его было продолжительно и счастливо [[old:ps:071:05|(ст. 5–7)]], чтобы власть его простиралась на самые отдаленные народы [[old:ps:071:08|(ст. 8–11)]], в пределах царства его господствовали бы мир и довольство [[old:ps:071:12|(ст. 12–16)]] и чтобы все благословляли имя Его [[old:ps:071:17|(ст. 17)]]. В выражении просьб своих пред Богом и благожелании царю псалмопевец нередко переступает за пределы естественной человеческой возможности (см. [[old:ps:071:05|ст. 5]], [[old:ps:071:07|7]], [[old:ps:071:11|11–12]], [[old:ps:071:17|17]]), так что полного осуществления их нельзя искать ни в одном земном царе, кроме обетованного Царя-Мессии, – тем не менее, нельзя сомневаться, что первым и ближайшим предметом молитвы был царь Соломон. На этом оснований псалом этот считается в числе прообразовательно-мессианских, как изрекающий пророчество о Мессии, вечном Царе славы, прообраз Которого изображен здесь в лице знаменитого царя израильского Соломона. Некоторые из новейших исследователей и толкователей Псалтири (как-то: свящ. Н. Вишняков, свящ. Н. Каменский, Андрей Пархомович и др.), имея в виду молитву Соломона, помещенную в исторических книгах Ветхого Завета [[old:3ts:03:05|(3 Цар. 3:5–9]]; [[old:2par:01:08|2 Пар. 1:8–10)]] и в сущности очень сходную с содержанием псалма 71, находят возможным, что псалом этот составлен самим Соломоном, который ввиду мессианских обетований, данных Давиду [[old:2ts:07:13|(2 Цар. 7:13]], [[old:2ts:07:16|16)]] и при созерцании своего славного царствования, легко мог воодушевиться к пророчеству и изложить его в виде настоящего псалма для общественного богослужебного употребления, чтобы повторением пред Богом молитвы своей, от лица народа, упрочить за собою и царством своим богодарованные дары, необходимые для блага и счастья народного. Ст. 1–2 **Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву: судити людем Твоим в правде и нищим Твоим в суде** Под именем **суда Божия**, которого просит у Бога, псалмопевец разумеет беспристрастный и нелицеприятный суд Божий, соответствующий святой воле Божией и Его закону, также и под именем **правды** он разумеет тот же суд Божий, равный для всех, или правосудие Божественное. **Царем**, равно как и **сыном царевым**, он называет Соломона, который был сыном законного царя Давида и который сам потом был царем народа израильского. Об этом народе и говорит здесь: **судити людем Твоим**: Под именем **нищих** разумеет все бедствующее, угнетенное грехом человечество или же тех //нищих духом//, о которых говорит Христос Спаситель [[new:mf:05:03|(Мф. 5:3)]]. Выраженная в этих стихах молитва псалмопевца напоминает почти буквально сходную с ней молитву царя Соломона, который при восшествии своем на престол так молился Господу Богу: «//Даруй, Господи, рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло//» [[old:3ts:03:09|(3 Цар. 3:9]]; ср. [[old:2par:01:10|2 Пар. 1:10)]]. В пророческом смысле, по изъяснению св. отцов, под именем **Сына Царева** псалмопевец разумеет здесь Мессию Христа как потомка Давидова, как происходящего по плоти от царского рода. Этому Царю и Сыну Цареву Бог Отец, Царь и Властитель всего мира отдал весь суд и дал Ему власть производить суд над всеми людьми [[new:in:05:22|(Ин. 5:22]], [[new:in:05:27|27)]]. Это вполне согласно и с пророчеством Исайи [[old:is:32:01|(Ис. 32:1)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]