[<10>] ====== Толкования на Пс. 71:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов** **И пребудет с солнцем.** Во веки, говорит, продлится царство Его. **И прежде луны рода родов.** Сей, воцарившийся в пришествие Свое над сущими на земле, есть и предвечный Зиждитель всяческих. **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов** Совершающий все это, если сказать по апостольски, //«ни начала днем, ни животу конца имеет»// [[new:evr:07:03|(Евр. 7:3)]]; потому что рожден от Отца //«прежде луны рода родов»//, то есть, безпредельными некоими родами предваряет бытие твари. Но //«и пребудет»// с солнцем, то есть, будет иметь всегда продолжающееся бытие. Пророк не говорит, что солнце имеет вечно продолжающееся бытие, но не находя более постояннаго образа, и видя, что солнце так значительно, и что им производятся времена и дни, применил к нему преложение вещей от тмы в свет; потому что и сам Владыка Христос именуется //«солнцем правды»//. ===== Евфимий Зигабен ===== **И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов** Чтобы показать безначалие и бесконечность Христа, как говорит //Феодорит//, Давид сравнивает их с великими светилами. Ибо в видимой твари он не находил образов и подобий блистательнейших и более долговременных, нежели солнце и луна—по //Феодориту//. Пребудет, говорит, с солнцем, то есть, Христос будет, доколе будет солнце. И это свойство писания, что оно выражением: «до» определяет в некотором известном времени, а следующего за сим времени не отвергает, но оставляет оное неопределенным, как это мы скажем и в других псалмах пространнее. И таким образом означается бесконечность Божества Христова. А о безначалии Божества Его говорит, что Христос был прежде бытия луны. Выражение—рода родов поставлено вместо—в расстояния расстояний, то есть, в беспредельные пространства. Ибо родом называет пространство времени, в продолжении которого может жить один род человека, или человек. Иначе под солнцем можем разуметь Божество; ибо что видимое солнце в чувственном, то Бог в умственном, по словам //Григория Богослова//. С Божеством пребудет и человечество Христово; однажды соединенное с Ним лично, оно никогда не будет отделено от Него, по словам //Дидима//. Далее, по словам того же //Дидима//, под луною можешь разуметь церковь христианскую, впереди и пред лицем которой стоит Христос в роды родов, то есть, всегда. А как луна заимствует свет свой от солнца, так, по словам того же, и церковь получает умственный свет свой от Солнца правды—Христа и, просвещая находящихся во тьме неведения, показывает заблуждающим путь. Слова //Феодорита//: Кто все это совершает, тот, скажем с апостолом, ни начала дней, ни конца жизни не имеет. Он родился от Отца прежде луны рода родов, то есть, существовал беспредельными родами прежде твари. Он же и пребудет с солнцем, вместо того чтобы сказать; будет иметь продолжительное бытие. Некоторые говорят, что и это говорится о чувственном Соломоне, что он смирит клеветника и любостяжателя, а пребудет с солнцем не Соломон, а слава его, которая, быв приобретена мудростью его, продлится на равнее с солнцем и выше луны, как постоянно изменяющейся. Впрочем главным образом это приличествует Христу, которого царство приростается во веки. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов** Некоторые слова сии относят к Соломону и разумеют так, что главное достоинство царя, желающаго приобресть почтение и страх от подданных своих, состоит в том, ежели он будет воздавать всякому свое, то есть, ежели будет милостив и снисходителен к добрым, а правосуден и строг к злым. Но лучше и приличнее относить место сие к самому Богу; ибо хотя правосудие между людьми дар есть неоцененный, но почтение и страх к Богу несравненно большее заслуживают уважение. Сего ради Пророк не без причины похваляет здесь то любезное и святое правление, которое соединено с благочестием и страхом Божиим. Почему и Павел, повелевая молиться за царей, сию приводит причину: д//а тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте// [[new:1tim:02:02|(1Тим. 2:2)]]. Понеже убо зело опасался Давид, да не како, по разрушении государственнаго порядка, разрушится и вера, и самое падет богопочтение: сего ради желает и просит, чтоб Бог, храня царя, сына его, сохранил купно и славу имене Своего. А сим образом и царям напоминает о должности их, и народ поощряет к молитве, показывая, что нет ничего лучше, как всеми силами прилежать к распространению богопочтения. Но ежели ко Христу отнесем сии слова, то увидим, что они несравненно лучше приличествуют Ему, нежели Соломону: понеже не инде где, как токмо в царстве Его основано истинное благочестие. Ибо Давид, распространяя богопочтение за пределы мира, прикровенно означает, что он возносится умом к оному вечному царству, которое обещал Бог Сыну Своему и верующим в Него. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов** Это благодатное состояние будет не временным только, но продолжится вечно, потому что вечен и Царь, подающий эти блага. **Пребудет с солнцем**, т.е. пока будет солнце, которое, равно как луна и звезды, евреи считали на веки утвержденными. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-7 **И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов. Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю. Возсияет во днех его правда и множество мира, дондеже отимется луна** //"Доколе пребудут солнце и луна, в роды родов"//. Солнце и луна, переживающие поколения людей и всегда неизменные, являются символами прочности, вечности. Пусть царствование этого царя будет вечным и неизменным, как неизменно и вечно светят солнце и луна; пусть начала его царствования (законность, мир и правосудие) нерушимо переходят из поколения в поколение, во все роды. Пусть его царствование будет таким же знаком Божественного благоволения к царю и народу, каким было руно для Гедеона; пусть его царствование будет так же благотворно, как полезен дождь для растительного и животного мира. - //"Процветет праведник и будет обилие мира"// - пусть его царствование своей преобладающей, господствующей чертою будет иметь правосудие и полноту мира ("обилие мира"). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов** В этом, равно как и в последующих стихах, высокое достоинство царя Израильского, его свойства и благотворительная деятельность изображаются в таких чертах, которые не могут быть приложимы к Соломону, как и вообще к какому-либо царю земному, а потому все изречения этих стихов нужно понимать в пророческом смысле о Мессии, грядущем Спасителе нашем Господе Иисусе Христе. Не кто иной, как Он, **пребудет с солнцем**, т.е. вечно. Солнце, равно как и луну, и звезды евреи считали навеки утвержденными. Поэтому выражение **и пребудет с солнцем** означает: во веки продлится царство Его, т.е. Мессии. «Он будет иметь, – говорит блж. Феодорит, – всегда продолжающееся бытие. Пророк не говорит, что солнце имеет вечно продолжающееся бытие, но не находя более постоянного образа и видя, что солнце так значительно и что им производятся времена и дни, применил к нему преложение вещей от тьмы в свет, потому что и Сам Владыка Христос именуется **Солнцем** правды. Он был и есть **прежде луны, прежде всякого рода родов**» – это значит, по словам блж. Феодорита, «что Он беспредельными некими родами предваряет бытие твари» [6, с. 336]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]