[<10>] ====== Толкования на Пс. 72:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Псалом Асафу** //Содержание//: В этом псалме пророк изображает неосновательность мнения людей о судах Божиих, потому что они глубоки, неисследимы и исполнены великой непостижимости, и незнающие оснований Божия о каждом домостроительства впадают в нелепые помыслы. Посему, изобразив нам прежде самые помыслы (повод же к ним подавало благополучие людей нечестивых, ибо сказано: //се сии грешницы и гобзующии// ([[old:ps:072:12|Пс. 72:12]])), учит потом, какой будет конец самих нечестивых, чтобы, ясно зная это, не затруднялись мы видимыми несообразностями того, что бывает в жизни сей. **Коль благ Бог Израилев правым сердцем** Приступая к описанию благоденствия людей, живущих нечестиво, и за сим уготованного им жестокого наказания, предпоставляет ту мысль, что Бог благ для правых, и потому избирающие удел живущих благочестиво должны знать это, что Бог будет благ для одних правых сердцем, а не для тех, которые грешат, поступая худо. Если же нечестивые и благоденствуют по-видимому, то никто не должен этим смущаться, представляя себе то наказание, какое ожидает их в скором последствии. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Коль благ Бог Израилев правым сердцем** Да, правые сердцем опытно знают Его благость. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Окончишася песни Давида, сына Иессеева, псалом Асафу** И прежде говорили уже мы, что Асафа иные называли писателем псалмов, а иные певцем и наставником лика певцев; другие же утвеждали, что и сии псалмы изрек Давид, а Асаф написал. Но как угодно кому, так пусть и принимает сие. Ибо никакого вреда не произойдет от сего принимающим так или иначе. А мы, при озарении благодати, объясним смысл сего псалма. Народ, отведенный пленным в Вавилон, погружен был во многия всякаго рода бедствия. Видя же, что Вавилоняне, живя в злочестии и беззаконии, пользуются благоденствием и великим благополучием, а сами они находятся в затруднении и злострадании, Иудеи обратили мысли на Божественный промысл, размышляя и разсуждая, почему злочестивые во всем нимало не испытывают чего-либо скорбнаго, а наслаждаются всяким счастием, носясь попутным ветром. Благодать Всесвятаго Духа, провидя сие издалека, и устрояя служащее на пользу, как пленникам в Вавилоне, так и всем людям, начертала псалом сей, и помыслы их ясно изображая, и предлагая решение на их вопросы. Посему учение псалма пригодно для всех тех, которые так разсуждают, или говорят подобно пленникам в Вавилоне; предлагается же оно в таком виде, как будто бы возвратившиеся из плена пересказывают свои бывшия недоумения о промысле Божием. **Коль благ Бог Израилев правым сердцем** **Коль благ Бог Израилев.** Речение: //«коль»// употребил Пророк не сравнительно, но показывая преизбыток благости; сказует же, что великую попечительность прилагает Бог и об Израили. **Правым сердцем.** Но знают это не все, а только водящиеся правыми и здравыми помыслами. Так, похвалив правых сердцем, объявляет о буре собственных своих помыслов. ===== Евфимий Зигабен ===== **Коль благ Бог Израилев правым сердцем** **Коль благ Бог Израилев** По словам //Феодорита// союз: коль (как) означает здесь высшую степень и утверждение: действительно, говорит, и истинно весьма милостив Бог для израильского народа. Ибо посредством рабства и скорбей вразумляет его и приготовляет ему спасение, наказывая его не по ненависти, но по любви и для исправления наказываемых. **Правыми сердцем** Благодетелен, говорит, Бог к израильтянам, но только к тем из них, которые правы по сердцу, то есть, право (здраво) мыслящи: ибо сердцем здесь называет мышление. Слова //Феодорита//: Бог имеет великое попечение об Израиле; но не все понимают это, но только те, которые имеют здравый рассудок. //Афанасия//: Имея намерениe говорить о благоденствии нечестивых, и предопределенном им, по окончании сей жизни, наказании, наперед говорит о том, что Бог благ к правым, чтобы знали избравшие для себя благочестивую часть, что Бог благ к одним только правым по сердцу, а не и к тем, которые производят самые худые дела; почему никто пусть не смущается тем, что они представляются ему счастливыми, но пусть помыслит, что немного спустя их постигнет казнь. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Оскудеша песни Давида, сына Иессeова. Псалом Асафа. Коль благ Бог Израилев правым сердцем** Зде окончашася **песни Давида, сына Иессеова**. О сих словах различныя происходят между учеными толкования: последний ли сей **псалом Давидом** сочинен, или последний в книгу внесен при собрании **псалмов**, из коих следующие, уповательно, после найдены, и присоединены Иоасафом и другими. Сомнения однакож нет, чтоб некоторые и из следующих не были **Давидом** написаны. Надписание и содержание: О сем надписании сказано нечто во псалме 49 [[old:ps:049:01|(Пс. 49:1)]]. Настоящий **псалом** содержит увещание к немощным верным, дабы не соблажнялися, видя нечестивых в мире сем благоденствующих и процветающих. Сие увещание весьма полезно и нужно, наипаче когда праведные люди претерпевают гонение, а нечестивые приятным миром и спокойствием наслаждаются. Сие отрывистое начало достойно замечания. Оно показывает, что Пророк, прежде нежели произнес сии слова, много боролся с противными мыслями, и как храбрый подвижник, часто выходил на сражение, донележе, по многотрудных и долговременных подвигах, одержал совершенную победу и доказал, что **Бог** к рабам Своим милостив и спасения их верный хранитель. Итак, в словах сих подразумевается скрытная противоположность между превратными воображениями, которыя влагал сатана в мысли его, и между сим свидетельством благочестия, которым здесь подкрепляет себя, как бы проклиная плотския чувства, вложившия ему сомнение о Божием промысле. Отсюду видим, коль сильно сие восклицание: **коль благ Бог Израилев правым сердцем!** Ибо **Давид** не с тем выходит на кафедру, чтоб состязаться по-философски или витийственным словом человеческие слухи услаждать, но так, как бы вышед из преисподних, благодарным **сердцем** исповедует, какую одержал победу. А дабы примером своим и других научить, чтоб не ослабевали в великом и важном подвиге сем, сего ради показывает, что хотя **Бог**, по-видимому, и небрежет о рабах Своих, однако всегда любит их, и промысл Свой наипаче распространяет на верных. Сия есть причина, чего ради Пророк нарицает **Бога Богом Израилевым**, и тотчас имя Его относит к людям, имущим **правое сердце**. Ибо, как многие надменно гордились именем **Израиля**, так как бы были они самые избранные члены церкви, а в самой вещи не что иное были, как Измаильтяне и Едомляне: сего ради Пророк, желая исключить сих извергов из числа благочестивых сынов Авраамлих, никого не признает истинным Израильтянином, кроме людей чистых и непорочных **сердцем**, или таких, которые чистым **сердцем** чтут **Бога**. Аки бы сказал: когда я проповедую, что **Бог** есть благ ко **Израилю**, то не такого Израильтянина разумею, который внешним токмо довольствуяся исповеданием **Бога**, носит ложное **Израиля** имя, но разумею духовных сынов Авраама, которые чистым сердцем прилеплены к **Богу**. Сим пророческим словам соотвествует и оное изречение Христово: //се, воистинну Израильтянин, в немже льсти несть// [[new:in:01:47|(Ин. 1:47)]]. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Коль благ Бог Израилев правым сердцем** Псалом этот, как в еврейском, так и в греческом тексте представляющий толковнику некоторые трудности, по содержанию своему родственен с псалмами [[old:ps:036:start|36]] и [[old:ps:048:start|48]] и отчасти также с псалмом [[old:ps:039:start|39]]. В нем псалмопевец занимается вопросом, так сильно и часто приводившим в недоумение ветхозаветных праведников: как примирить с благостию и правдою Божиею земное счастие нечестивых и разные бедствия и страдания людей благочестивых? Певец нашего псалма, благочестивый израильтянин, в минуты тяжелых страданий, задавал себе также этот вопрос, возбуждавший в нем тяжелую борьбу лучшего верующего убеждения с сильным сомнением в благости и правде Божией. Он только что пережил эту внутреннюю борьбу и вновь больше, чем когда-либо, укрепился в убеждении, что Бог и тогда благ к Своим верующим, когда по-видимому Он оставляет их; и теперь он изливает свое сердце в нашем псалме, излагая испытанное им и внутренне пережитое в минуты этой борьбы. По надписанию псалом написан Асафом; внутренние основания, представляемые в доказательство позднейшего его происхождения, а также и в доказательство национального отношения песни (к маккавейским войнам), не имеют убедительности. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Коль благ Бог Израилев правым сердцем** Псалом принадлежит Асафу, современнику Давида. В обстоятельствах жизни этого царя, особенно в истории Авессалома, его быстрого возвышения и падения писатель мог находить материал как для основной мысли содержания псалма, так и для некоторых частных его положений (ст. [[old:ps:072:03|3]], [[old:ps:072:04|4]], [[old:ps:072:06|6]], [[old:ps:072:19|19]]). //Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются высокомерными, дерзкими// Представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Коль благ Бог Израилев правым сердцем** Псалом этот, согласно краткой надписи на нем: **Псалом Асафу** – приписывается, как автору его, некоему Асафу, сыну Варахии, из племени Гирсона Левиина, знаменитому из числа левитов, современных Давиду, – тем, что он был одним из трех начальников хора при Давиде ([[old:1par:06:31|1 Пар. 6:31]], [[old:1par:06:39|39–43]], [[old:1par:15:17|15:17]], [[old:1par:15:19|19]] и др.). Вместе с четырьмя сыновьями своими он начальствовал над четырьмя градами певцов Давидовых, и, играя по наставлению и под руководством самого царя Давида [[old:1par:25:02|(1 Пар. 25:2)]], являлся главным распорядителем священной музыки и пения пред ковчегом Завета в Сионской скинии ([[old:1par:16:start|1 Пар. 16]] и след.). Но при этом он был не исполнителем только песнопений (псалмов) Давидовых, но и сам, вместе с Давидом, участвовал в составлении псалмов для церковнобогослужебного употребления. Посему Священное Писание и называет его //пророком// [[old:2par:29:30|(2 Пар. 29:30)]]. Певец настоящего псалма, как видно, благочестивый христианин (ст. 1, [[old:ps:072:13|13]], [[old:ps:072:28|28]]), в минуты тяжких страданий, задается (как и в псалмах [[old:ps:036:start|36]] и [[old:ps:048:start|48]]) вопросом, так сильно и так часто приводившим в недоумение ветхозаветных праведников: как примирить с благостью и правдою Божией земное счастье нечестивых и разные бедствия и страдания людей благочестивых? При виде того, как часто праведные люди претерпевают гонения и бедствия а нечестивые наслаждаются довольством и спокойствием, душа верующего обуревается сильным сомнением [[old:ps:072:02|(ст. 2-3)]] в благости и правде Божией. Но в конце всех своих размышлений и из собственного опыта взятых наблюдений он из святилища Божия получает полное успокоение, придя к тому заключению, что не должно соблазняться видимым счастьем грешников [[old:ps:072:14|(ст. 14–22]], [[old:ps:072:27|27]]) и что полное счастье и истинное благополучие человека заключается в Боге, в теснейшем общении с Ним, выражающемся во всецелом уповании на Него и в хвалебной молитве к Нему [[old:ps:072:28|(ст. 28)]]. **Коль благ Бог Израилев правым сердцем** Такое восклицание как бы невольно исторгается из уст псалмопевца после того, как он долгое время размышлял о путях правды Божией и много перечувствовал при виде неправды человеческой. В этом восклицании он выразил укрепившееся в нем убеждение в том, что Бог Израиля всегда милостив и благ к искренно верующим, к **правым сердцем**. Он как бы так говорит здесь: что бы кто ни помышлял и что бы ни говорил, а я всегда скажу: как неизменно добр Господь Бог в отношении к тем, которые правым сердцем веруют и нелицемерно исповедуют Его! //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]