[<10>] ====== Толкования на Пс. 72:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша** **Неправду в высоту глаголаша.** Означает возрастающую степень лукавства их, так что произносят уже хулу и на самого Бога. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша** Пророк говорит ([[old:ps:072:01|1-9]]): **Коль благ Бог Израилев, правым сердцем. Мои же вмале не подвижастеся нозе, вмале не пролияшася стопы моя. Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря: яко несть восклонения в смерти их, и утверждения в ране их: в трудах человеческих не суть, и с человеки не приимут ран. Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим. Изыдет яко из тука неправда их: преидоша в любовь сердца. Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша; положиша на небеси уста своя.** Что значит: //неправду в высоту глаголаша, и положиша на небеси уста своя?// - Пророк выражает сим следующее: поелику делали они зло, и не получали за это наказания своей злобе, то в безумии своем думают, что нет Бога. Ибо говорит Пророк: //рече безумен в сердце своем: несть Бог// ([[old:ps:052:02|Пс.52:2]]). **//Творения.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша** См. Толкование на [[old:ps:072:07#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 72:7]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Домыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша** Находящееся в счастии грешники получили сильную расположенность к неправде и навык, так как навыком называется твердая расположенность, или наклонность сердца. И с размышлением и рассуждением они говорили лукавое, а не увлекшись и по незнанию. Они, говорит, говорили на высоту, то есть, против высоты Бога, сказывая, что Он не Бог. Ибо лишать Бога славы и воздавать оную другим, есть неправда. И всякий человек, который говорит что либо недостойное Бога, говорит неправду на высоту. Ибо Божество есть высота, которой нет ничего выше. Слова //Афанасия//: Беззаконное, говорит, благоденствие произвело в душах их злой навык. Из чего это видно? Из того, что они говорят зло обдуманно. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== Ст. 8-9 **Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша: положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли** Стих сей в Еврейском тексте читается так: помышляют и глаголют во злобе о угнетении иных: от **высоты** сердца своего глаголют. То есть: нечестивые люди, забыв себя самих и весь стыд ногами поправ, злодейства своего не скрывают, но явно хвалятся грабежами и хищением. Сие прилично разбойникам, но и те от страха законов укрываются. Сии же исполины, или паче гиганты и циклопы, о которых говорит Пророк, не токмо презирают законы, но и забыв собственную немощь, неистово устремляются на ближних, так как бы не знали различия между добром и злом. Следующия слова: от **высоты** сердца своего глаголют – означают то же, что языком своим изблевывают хулы на всех. И как гордые люди всех презирают, то и худо отзываются о всех. Сего ради Давид представляет их с** высоты** глаголющими: понеже с низкими людьми никакого сообщества иметь не хотят. В следующем стихе: **положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли**, – показывают, что нечестивые не токмо на людей, но и на Самого Бога хулы свои изблевывают; ибо для них нет ничего священнаго, но и небо и землю власти своей покоряют. Ежели бы кто противоположил им всемогущество Бога, то и оному смело противостоять готовы, а с стороны людей никакого затруднения быть не чают. Таким образом, злоречивый язык никаким препонам не уступает, но свободно преходя всю **землю**, касается небес. А хотя изречение сие, по-видимому, есть иперболическое, однако ежели разсудим, коль необузданно высокомерие нечестивых, то признаемся, что Пророк глаголет правду, на опыте основанную. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша** Они измышляют всегда бедствия для ближних, о которых говорят высокомерно. **Помыслиша**, с евр. над всем издеваются. **В высоту**, в своей воображаемой высоте; в своем высокомерии. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 8–9 **Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша: положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли** Продолжая изображение нравственного развращения людей нечестивых псалмопевец говорит, что у них развращено не только сердце, но и все мысли и слова их устремлены на зло и неправду; они не скрывают своих злодейских замыслов, но явно хвалятся грабежами и насилием: **помыслиша и глаголаша в лукавстве**, т.е. они, пренебрегая законом и как бы не зная различия между добром и злом, действуют по своим ложным и хитрым измышлениям. Проникнутые духом гордости и лукавства, они дерзают со своими высокомерными помыслами и ложными суждениями подниматься на высоту, т.е. лукаво судят о Боге, о предметах высших, Божественных. **Неправду в высоту глаголаша** – это выражение, по словам св. Афанасия, «означает возрастающую степень лукавства их, так что произносят хулу на Самого Бога» [3, с. 343]. То же выражение можно объяснять и несколько иначе, именно: есть люди, которые имеют обыкновение говорить высокопарно, слово их, по-видимому, так блестяще и необыкновенно, что как будто оно возвещает какие-либо небесные тайны, к ним можно приложить изречение апостола Петра: «//Прегордая бо суеты вещающе//» [[new:2pet:02:18|(2 Пет. 2:18)]], и к ним же, собственно, относится слово Сираха: «//Есть умудряяйся в словесех, не дана бо бысть ему от Господа благодать, яко всякия премудрости лишен бысть//» [[old:prsir:37:23|(Сир. 37:23–24)]]. Говорят совершенную ложь, но с такою бесстыдной смелостью, что как будто они присланы свыше проповедовать истину; это означает псалмопевец словами: **неправду в высоту глаголаша**. Сии-то люди **положиша уста своя на небеса, а их язык преходит по земли**. Когда вникнем во внутреннее значение слов их, будем искать мысли, которые скрываются в их надутых выражениях и великолепных речах, тогда увидим, что в слове их нет ничего высокого и небесного, и что оно также привязано к земле и передает земное. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]