[<10>] ====== Толкования на Пс. 72:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли** **Положиша на небеси уста своя.** Изрекают, говорит, хульные слова на Бога, тогда как сами уничижены и язык их на земле. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли** См. Толкование на [[old:ps:072:08#prp_efrem_sirin|Пс. 72:8]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли** Да, нечестивые всякого осудят. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли** См. Толкование на [[old:ps:072:07#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 72:7]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Положиша на небеси уста своя; и язык их прейде по земли** Именем неба Давид означает Бога, живущего на небе, а именем земли означает людей, живущих на земле. Итак, он говорит, что живущие в благополучии нечестивцы стали двигать уста свои и злословить небесного Бога и язык их поворачивался против земных людей. Ибо, пользуясь счастьем и наслаждаясь благоденствием, они горделиво оскорбляли Бога и поносили всех людей. У философов же выражение: «положить на небе уста свои», значит философствовать о богах и божественных предметах; а «языком проходить по земле»—рассуждать о земных и человеческих предметах. Или еще иначе, когда об астрологах говорят, что они «положили на небе уста свои» то это значит, что они с особенным любопытством созерцают что либо в звездах, а выражение: «язык проходит по земле», когда они смотрят на обыкновенные явления. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли** См. Толкование на [[old:ps:072:08#arxiep_irinej_klementevskij|Пс. 72:8]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли** Свои правила и требования они поставляют на место правил и требований божественных и своим порочным языком везде устрояют на земле погибель. **Положиша на небеси уста своя** – положили на небо свои уста на месте божественных уст, говорят как если бы они были Бог. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли** Уста есть внешнее орудие в отношении к языку. Язык скрывается во устах. Так слово имеет в себе и внешнее и внутреннее. Есть люди, которые очень высоко говорят - слово их так блестяще и так необыкновенно, что как будто оно возвещает какие небесные таинства; к ним можно приложить изречение ап. Петра: //прегордая суеты вещающе// [[new:2pet:02:18|(2 Петр. 2:18)]]; к ним же, собственно, принадлежит слово Сираха: //есть умудряяйся в словесех. Не дана бо бысть ему от Господа благодать, яко всякия премудрости лишен бысть// [[old:prsir:37:23| (Сир. 37:23)]]. Говорят совершенную ложь, но с такою бесстыдною смелостью, что как будто они присланы свыше проповедывать истину; это означает псалмопевец словами: //неправду в высоту глаголаша//, [[old:ps:072:09|ст. 8]]. Сии-то люди //положиша уста своя на небеси, а их язык преходит по земли//. Когда вникнем во внутреннее значение слов их, будем искать мысли, которая скрывается в их надутых выражениях и великолепных речах; тогда увидим, что в слове их нет ничего высокого и небесного, но что оно также привязано к земле и передает земное; и как небо постоянно, а земля беспрестанно изменяется и природою, и искусством человеческим - небо чисто, а земля осквернена и следами человеческими, и беззакониями - так и они говорят как бы с самоуверенностью, но мысли их беспрестанно изменяются; великолепны и украшены их выражения, но сущность, в них заключающаяся, отзывается нечистотою земною, самолюбием, своекорыстием, плотскими чувствами. Нередко эти люди, каковыми были лжеучители, очень высоко говорят о своих добродетелях, приписывают себе высшее небесное послание, но язык их //прейде по земли//, в других случаях из их слов открывается явное противоречие, самые низкие свойства души их. Есть люди, которые осмеливаются восставать против Всемогущего Бога, дерзко говорить о Боге и Его промысле, но Бог смиряет их и приводит в самое уничиженное состояние. Эта мысль ясно оправдалась на царе вавилонском, который, надменный помыслами, хотел взойти на небо, а скоро должен был питаться травою, как бессловесное животное. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли** //"Поднимают к небесам уста свои"// - высокомерно смотрят на Заповеди Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного законодателя. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли** См. Толкование на [[old:ps:072:08#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 72:8]] [<10>]