[<10>] ====== Толкования на Пс. 72:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в Вышнем** **И реша: како уведе Бог?** Народ Мой из низложения нечестивых извлечет для себя пользу. Упомянутые же выше злочестивцы и беззаконники до того предавались нечестию, что взирающие на жизнь их соблазняются, недоумевают и говорят: назирает ли Бог дела человеческие? Ибо сказано: **како уведе?** — вместо того, чтобы сказать: почему говорят, что Бог знает дела наши и управляет всем, и как иметь Ему ведение о делах наших? **//Толкование на псалмы.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в Вышнем** //Симмах// перевел яснее: сказали же: как познал Бог? Есть ли познание у Вышняго? То есть, Бог обетовал это; они же разсуждали сами с собой, что Бог и не смотрит, и не видит того, что происходит. Потом, показав этим нечестие их, объявляет собственные свои помыслы. ===== Евфимий Зигабен ===== **И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в Вышнем** **И реша: како уведе Бог?** Более малодушные и менее благоразумные в народе, видя такие действия, говорили: как знает это Бог и терпит? Конечно не знает. **И аще есть разум (знание) в Вышнем** Подразумевается слово: исследовали. Знание же—совершающихся явлений. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в вышнем** Некоторые толковники слова сии относят к нечестивым, и к их хульным глаголам, коими они поощряют себя ко грехам, но сие не основательно. Ибо Давид изъясняет здесь то же, что в предыдущем стихе сказал, то есть, что и самые верные смущаются мыслями, когда тленное людей нечестивых счастие поражает их очи: понеже состязуются, есть ли в **Боге разум** или сведение? Не потому однакож, аки бы в самом деле питали в себе таковыя хульныя мысли, как сказали мы выше, но что не могут вдруг себя преодолеть, видя **Бога** как бы небрегущаго о должности Своей. Известна оная жалоба //Иеремии// глаголющаго: //праведен еси Господи! обаче возглаголют Тебе: что яко путь нечестивых спеется? угобзишася вси творящии беззакония// [[old:ier:12:01|(Иер. 12:1)]]. Отсюду явствует, что и самых благочестивых людей умы колеблются недоумением о промысле, однакоже не совсем падают. Ибо //Иеремия// наперед глаголет: //праведен еси Господи!// узду сим образом себе налагая. Итак, разум места сего есть тот, что не одни токмо нечестивые люди, видя в мире различные превраты, дают место слепому счастию, но и самые верные так колеблются, что недоумевают о промысле **Бога**: но сильною десницею Его удерживаются, дабы в бездне сей не совсем погрязли. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в вышнем** И эти лучшие израильтяне приходят к убеждению, что Бог не заботится о людях, о правде и неправде и в доказательство этого указывают на нечестивцев, наслаждающихся счастием. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в вышнем** //Вслед за ними идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле// Безнаказанность нечестивых и их внешнее преобладание вызывает подражания среди народа. Последний тоже начинает "пить полной чашей", отдаваться неудержимо своим дурным влечениям, причем доходить до сомнения: //"как узнает Бог?"// и //"есть ли ведение у Вышнего?"// т. е., находится ли человек под Божественным воздействием и есть ли справедливость на земле? ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в вышнем** См. Толкование на [[old:ps:072:10#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 72:10]] [<10>]