[<10>] ====== Толкования на Пс. 72:20 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко соние востающаго, Господи, во граде твоем образ их уничижиши** **И во граде Твоем образ их уничижиши.** Град Господень есть вышний Иерусалим; //образ// же //их// — образ Иерусалима земного. Смысл же речи таков: поелику носят они на себе образ Иерусалима земного, а не небесного, то и будут уничижены за cиe, ибо в оное время услышать: //не вем вас// ([[new:mf:25:10|Мф. 25,10]]), как не имеющих на себе небесного Его образа. **//Толкование на псалмы.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Яко соние востающаго, Господи, во граде твоем образ их уничижиши** И далее говорит: **Господи, во граде Твоем образ их уничижиши**. Какой же это город? - горний Иерусалим. //**Творения.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко соние востающаго, Господи, во граде твоем образ их уничижиши** См. Толкование на [[old:ps:072:18#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 72:18]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко соние востающаго, Господи, во граде твоем образ их уничижиши** **Яко соние востающаго** Благополучие, говорит, Вавилонян показалось неким сновидением, потому что как, увидев кто либо во сне какое-нибудь приятное, или вожделенное мечтание, потом, пробудившись, недоволен бывает тем, что его услаждение оным оказалось тщетным и ложным; так и Вавилоняне, по миновании благополучия их, будут думать, что пустое и ложное было их счастье. Такова человеческая роскошь, слава и благоденствие; они подобны сновидениям по причине непостоянства и скорого изменения их. Некто другой говорит: Все подобия Божественного Писания ясны, а особенно сие, сравнивающее мнимое счастье с сонною мечтою, которая оканчивается со сном, хотя и казалось кому либо, что он имеет нечто в руках; ибо таково сновидение представляющееся в душе на краткое время. Но когда спящего кто либо нечаянно разбудит, все разрушается и ничего нет вещественного, остается только память того, что будто видел: так, говорит, будет и с счастьем их, имеющим только вид и вдруг погибающим, потому что оно не имеет никакого остатка действительности. Слова //Феодорита//: Прилично благоденствие их уподобил сновидению, ибо зрелище настоящей жизни ничем не различается от сновидения. Святого //Афанасия//: Возношение их обратится, говорить, в падение, и таким образом бывшее у них богатство будет почитаемо за неимеющее ничего действительного и слабейшее всякой тени образы тех, которые видят сонные грезы. Ибо, по словам безыменного, не всегда все окончили жизнь при своем богатстве и роскоши и славе; но, как только вознеслись, Ты низложил их, ибо по мере возвышения их по причине богатства и гордости, они будут низведены и унижены, так что несчастье их будет для них тем ужаснее. Притом пророк удивляется здесь внезапной перемене неправедно благоденствующих, как те, которые прежде строили великие дома, соединяли поля с полями, лишаются всего сего внезапно и столь оскудевают за свое нечестие, что сравниваются с имевшим сновидения и видевшим во сне много благ, но по пробуждении, ничего в руках своих неудержавшим (в издан. Своде). **Господи! во граде Твоем** (для города Твоего)** образ их уничижиши** Ради, говорит, города Твоего Иерусалима Ты поругаешься благополучию Вавилонян: ибо образом, по изъяснении //Феодорита// назвал благополучие и могущество их, которое не есть в собственном смысле что либо действительное и истинное, так как и образ не есть самая вещь, но подобие вещи, почему и называется изображением ее. Можно также под городом разуметь и гражданство Израильского народа и горний Иерусалим. Слова //Ефрема//: За то, что носили (только) образ перстного, а не небесного, они будут уничижены и услышат: не знаю вас; потому что вы не имели на себе образа небесного. Тоже самое говорит и //Афанасий// и //Дидим//. Слова //Феодорита//: Ты, говорит, уничижишь их, подвергая их наказаниям за нечестие против Твоего града. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Яко соние востающаго, Господи, во граде твоем образ их уничижиши** Пророк употребляет здесь прекрасное подобие, сравнивая благополучие нечестивых с сновидением. Известно, что сновидение не есть вещь истинная, но мечтательная. Кто во сне видит себя богатым, тот пробудившись усматривает, что он прельщен пустым привидением. Тако нечестивые, изобилующие богатством в веке сем, хотя мнятся быть благополучны, но когда прейдет нощь века сего, тогда познают, что они поистинне были неблагополучны. И тогда‐то образ их, то есть мечтательное их благополучие, в ничто обратится. Ибо **во граде** Божием, где пребывает истинное и вечное блаженство, и не будет иметь места сие мнимое и мгновенное благополучие, которое состоит в злате, в сребре, в рабах, в конях, в домах, в садах, в честях, в достоинствах, в пирах и роскошах; вся сия тогда погибнут, и стяжателей своих несчастливейшими соделают. Сего ради весьма прилично увещавает апостол **Павел**, глаголя: //да имущии благая мира сего будут яко неимущии, и плачущиеся яко не плачущии, и радующиися яко не радующеся, и купующии яко не содержаще// [[new:1kor:07:29|(1Кор. 7:29–30)]]. Прилично и блаженный //Августин// говорит, что Бог во граде Своем небесном уничижит образ людей нечестивых: чего ради? Понеже и они во граде своем земном образ Божий уничижили. **//Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко соние востающаго, Господи, во граде Твоем образ их уничижиши** Псалмопевец очами веры видит уже нечестивых преданными внезапной и совершенной погибели, и кажущуюся славу их (**образ**) уничтоженною, подобно прерванному прекрасному сновидению. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Яко соние востающаго, Господи, во граде твоем образ их уничижиши** См. Толкование на [[old:ps:072:18#lopuxin_ap|Пс. 72:18]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко соние востающаго, Господи, во граде Твоем образ их уничижиши** Кратковременное благоденствие нечестивых прекрасно уподобляется здесь сновидению спящего человека, которому во время сна его воображение представляет такие образы, или картины, благополучия в богатстве, почестях или в такой роскоши и изобилии благ земных, каких он в действительности никогда не имел и не мог иметь, и который, пробудившись, усматривает, что все его счастье есть не что иное, как соние, имеющее один образ благополучия, обратившийся в ничто, вместе с пробуждением его. **Во граде** Божием, в небесном Иерусалиме, где пребывает истинное и вечное блаженство, не будет места для кратковременного земного благополучия, состоящего в изобилии благ земных. Очами веры прозревая в последней судьбе нечестивых всемогущее действие Промысла Божия и благоговейно обращая к Нему свое верующее сердце, псалмопевец говорит: нечестивые носят в себе **образ** благоденствия и счастья, который, по переходе **во град Твой**, т.е. в будущую жизнь, Ты, Господи, рассеешь (**уничижиши**), как сон востающаго, как призрак. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]